Демокрит – продолжатель материалистических традиций его предшественников. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Все атомы образуют бытие во всей его полноте, различаясь по форме, порядку и позиции. Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа).
Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, эта пустота однородна. Сами атомы не содержат пустоты. Они отличаются абсолютной плотностью. Они сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным». В мире существует бесконечное количество форм атомов.
Как возникают миры? Это происходит не беспричинно. Пустота заполнена атомами неравномерно. Когда-то в какой-то части пространства появляется много атомов, они сталкиваются друг с другом. Образуются вихри, в которых наиболее крупные и тяжелые атомы накапливаются в центре. Так возникли земля и небо.
Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. Демокрит, полагал, что все ощущаемые качества возникают из соединения атомов существуя лишь для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни чёрного, ни жёлтого, ни красного, ни горького, ни сладкого. Поистине же все есть «что» и «ничто». И это опять его собственные выражения, а именно он называл атомы «что», а пустоту — «ничто».
Атомисты установили главный закон происходящих в мире процессов. Ничто не возникает без причины. Все возникает по строгой необходимости. В мире нет случайностей. Случайность – субъективна. Ею мы называем явления, причину которых мы не можем установить. Ни одна вещь не рождается бесцельно. Она возникает в силу причинной связи, из логоса, по необходимости.
Демокрит впервые в истории философии делает попытку представить развернутое учение о познании, опирающееся на различение чувственного и рассудочного знания. От каждого предмета исходят «образы», воспринимаемые органами чувств. Но чувственный опыт – это еще неполное и недостоверное знание. Это еще «мнение». Подлинное постижение природы вещей (т.е. атомов) возможно только с помощью «истинного» познания, посредством разума, опирающегося на чувства. Движущее начало и орган ощущения и мышления – душа. Душа приводит в движение тело. Душа состоит из атомов, она смертна, после смерти атомы души рассеиваются. Атомов души много в воздухе. Выдох = душа стремится покинуть тело и постепенно из него вырывается. Выдох без вдоха = смерть. Загробного существования души нет.
Демокрит – 1 из первых версий возникновения языка: связь между словами и предметами основывается на обычном соглашении людей безотносительно к природе самих предметов. Люди не всегда владели речью. Она появилась в результате общения. Сходство слов с природой обозначаемых предметов не может быть, и есть несколько аргументов: 1) одноименность разных вещей 2) многоименность одних и тех же слов в разных языках 3) перемена имен 4) отсутствие соответствия в новом образовании слов.
10.