Основная идея заключается в том, что память индивидов и групп социально детерминирована.
«Чаще всего я вспоминаю о чём-то потому, что к этому побуждают меня другие, что их память помогает моей памяти, а моя память опирается на их память. <…> В таком смысле получается, что существует коллективная память и индивидуальные рамки памяти, и наше индивидуальное мышление способно к воспоминанию постольку, поскольку оно заключено в этих рамках и участвует в этой памяти»;
воспоминания всегда являются реконструкцией.
«… наше сознание словно не может обращать внимание на прошлое, не деформируя его; поднимаясь на поверхность, наше воспоминание словно преобразуется, меняет облик, портится под действием интеллектуального света»;
человек неспособен взглянуть на своё прошлое, отбросив накопленный им багаж опыта последующей жизни:
он утрачивает способность видеть события своего детства глазами ребёнка, но вспоминает их как взрослый, представитель определённого класса, тот или иной член семьи и т. д.;
изменчивость воспоминаний со временем:
«некоторые воспоминания не возникают вновь не потому, что они стары и постепенно рассеялись, – просто раньше они были обрамлены такой системой понятий, которой у них уже нет сегодня»;
коллективная память имеет исторический характер:
«…история не просто воспроизводит рассказы современников о событиях прошлого, но время от времени и подправляет их– не только потому, что располагает другими свидетельствами, но и с тем, чтобы приспособить их к приёмам мышления и репрезентации, свойственным нынешним людям»;
прежде чем вызывать в памяти воспоминания, мы их проговариваем ,
люди, живущие в обществе, пользуются словами и понимают их смысл – такова предпосылка коллективного мышления. А каждое слово (если мы его понимаем) сопровождается воспоминаниями, и нет таких воспоминаний, которым мы не могли бы поставить в соответствие некоторые слова.
«Социа́льные ра́мки па́мяти» — один из основных трудов Мориса Хальбвакса, посвящённый социальной природе памяти, как индивидуальной, так и коллективной.
Начат в 1921, издан в 1925.
Понятие «рамки», заимствованное у Дюркгейма, не является строгим и носит скорее размытый характер. У Хальбвакса оно означает:
• совокупность так называемых «ориентиров» (фр. points de repère) — социально санкционированных базовых воспоминаний, скрепляющих память индивида подобно каркасу
• пространство и время как социальные конструкции
• язык — самая элементарная и самая устойчивая рамка коллективной памяти