Позитивизм - философская ориентация, отрицающая познавательную роль философии и вообще всех метанаучных форм отражения мира, возникла в 30-ые годы 19 века на почве:
- эмпиризма, утверждаемого Бэконом
- рационализма, восходящего к Декарту
и оформилась как система и получила широкое распространение в философии и среди учёных.
Основатель позитивизма - французский философ Огюст Конт (1798-1857), отрицавший познавательную роль метафизики вообще и рассматривающий историю познания как процесс перехода от теологического к метафизическому, а затем к позитивному знанию, которое и составляет реальный предел познания вообще.
Позитивисты считали что для исследования научным способом природу, общество, познание и человека, философия должна использовать научный метод - наблюдение, обобщение, математическую формулировку своих законов. Пока этого нет - не существует и научной философии.
1) Леопольд Ранке придерживался метода «показать, как все было на самом деле». Утверждал, что целью истории является сопереживание прошлого, поэтому историк должен изъять свои собственные намерения и догадки из своей работы, ради самого прошлого.
2) Иоган Дройзен (1808-1884):
• Дифференциация между миром природы и миром сознания.
• История - не реальные события и процессы, а лишь наше знание о них.
• История - это трансформация внешних форм (события, происшествия) во внутренне (рассказ).
• Данное Понятное
• Понимание основывается на единстве человечества
3) Вильгельм Дильтей (1833-1911):
• В исторических переживаниях различные современности по-разному воспринимают одно и то же прошлое.
• Современность - производство человеческих ценностей.
• Ценности становятся историей, если они воспринимаются в настоящем.
• «Объективация» - внутренняя суть принимает внешние формы.
• Источник прошлого является элементом современности.
• Чтобы пережить чужое как чужое, необходимо сделать его своим.
4) Генрих Риккерт (1863-1936)
• Ценность - особая часть мира; ценности определяют цели и задачи, которым должны служить воля и деятельность.
• Для соединения ценностей с действительностью ученый вводит категории оценки и блага: оценку производит субъект, и он оценивает благо.
• Культура находится в развитии, постоянно актуализирующем и интерпретирующем новое содержание.
• Все разнообразие культуры до соотнесения с ценностями представляет собой необозримое многообразие прошлого. В историю входит только то, что связано с воплощением ценностей.
• Ценности становятся фильтром для выяснения значимости тех или иных событий в прошлом и таким образом способствуют формированию иерархии данных фактов.
• Ценности всегда связаны с определенным взглядом на прошлое и будущее.
Историцизм
— воззрение, согласно которому задачей науки истории (и более широко — наук об обществе) является открытие законов человеческой истории, позволяющих предсказывать будущее развитие общества. Иногда И. говорит не о «законах истории», а о её «ритмах», «схемах» и т.п., на основе которых может осуществляться историческое предсказание.
Термин «И.» введен в середине 1930х гг. К. Поппером, полагавшим, что именно историцистские концепции ответственны за неудовлетворительное состояние теоретических социальных наук. И. зародился еще в античной философии (Гераклит, Платон); в 19 в., когда он достиг расцвета, его сторонниками являлись Г.В.Ф. Гегель, О. Конт, К. Маркс, Дж. С. Милль и др. В частности, Милль говорил о своем методе, что он «заключается в попытке путем изучения и анализа общих фактов истории открыть... закон прогресса