В 1920-е Коминтерн так и не осуществил стратегический поворот; конечной целью все равно была революция и диктатура пролетариата. Продолжал считать, что даже в период стабилизации продолжается упадок капитализма и он рухнет. Так что продолжаем бороться с оружием в руках. В итоге это отталкивало от компартий людей. Тактика единого рабочего фронта стала трактоваться исключительно как метод разоблачения социал-демократии, как средство высвобождения рабочего класса из-под ее влияния. 1927 – Коминтерн провозгласил «класс против класса», непримиримая борьба против соц-дем. Самая большая опасность – левые соц-дем, т.к. лозунги у них похожи на коммунистические, а на самом деле нет.
17 июля – 1 сентября 1928– Шестой конгресс Коминтерна. 515 делегатов от 65 организаций (в том числе от 50 компартий) из 57 стран с общей численностью в 4,5 млн человек (на 300 тыс меньше 1924). Коммунистам противостоят две силы – фашизм (открыто реакционная) и соц-дем (демократически-реформистская).«социал-фашизм» - соц-дем является левым крылом фашизма. В уставе подтверждена железнейшая дисциплина и централизация.
Когда начался мировой кризис, Коминтерн возрадовался. То, чего ждали. Ориентация на «революционный выход из тупика», разрушить капитализм. Недооценка радикализма масс, отторжение людей от компартий. И вообще в 1933 лишь 16 компартий действовали легально, 7 – полулегально, 38 – в подполье. Коммунисты обрели статус «партии безработных». Продолжается борьба против левых соц-демократов, это самый страшный враг.Курс на раскол реформистских профсоюзов. Продолжается также лозунг «социал-фашизм». 1929 – расстрел первомайской демонстрации рабочих в Берлине(30 погибло, 194 ранено, 1228 арестовано), произошедший по приказу правого соц-дем шефа полиции Цергибеля. После этого во всех соц-дем окончательно стали видеть фашистов. А то, что соц-дем считают, что «лучше буржуазно-демократическое правительство, чем фашистское», означает их предательство рабочего класса.
Какое представление о фашизме (до 7го конгресса)? Левые коммунисты рассматривали фашизм как признак разложения капитализма.Значит, он приближает революцию, так как ведет к обострению классовой борьбы. Не проводил четкой грани между буржуазной демократией и фашистской диктатурой, т.к. и то, и то буржуазия.
Осуждали буржуазный и соц-демократический пацифизм как ширму для подготовки нападения на СССР. Защита СССР – вообще важнейшая задача всех секций Коминтерна.
Плюс поменялся климат из-за Сталина. Критика его взглядов невозможна.
Хотя с 1933 начались попытки объединения против фашизма, пока что они были безуспешны.Коминтерн отказывался сотрудничать на уровне интернационалов, а потом опять отказывается от идеи сотрудничества. 13-й пленум ИККИ (исполком Коминтерна), декабрь 1933 – дано хрестоматийное определение фашизма: «открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала».А дальше опять про «социал-фашизм».
А в феврале 1934 фашисты попытались прийти к власти во Франции. Коммунисты и социалисты Франции, наплевав на идеологию, объединились, чтобы не допустить этого, и им удалось.Эти же партии в июле 1934 договорились объединиться в борьбе против фашизма. В следующем месяце похожий пакт заключили итальянские коммунисты и социалисты. Обстановка меняется: Генсеком ИККИ стал Г. Димитров, гораздо более лояльный к социалистам человек.С его подачи начинается пересмотр положений о социал-фашизме и социал-демократии. Сталин на прежних позициях, но разрешил пересмотреть курс. В октябре 1934 лидер Французской компартии, М. Терез, предложил радикалам объединиться с коммунистами в Народном фронте. Через два месяца эту инициативу одобрило большинство руководства Коминтерна.
25 июля – 20 августа 1935– Седьмой конгресс Коминтерна.513 делегатов от 76 компартий и организаций. Главный вопрос – фашизм.Димитров выступил, дал вышеприведенное определение фашизма. Оно означало, что у фашизма узкая база – реакционная часть финансовой олигархии.Следовательно, против нее очень много людей может быть. Фашизм – новая форма классового господства буржуазии, открытая террористическая диктатура. Нужно единство действий против фашизма, единство на всех уровнях. Нужно создать единый рабочий фронт на основе антифашистских и насущных требований пролетариата с социалистами, и привлечь туда вообще всех, кого можно (хоть католиков).Получился бы такой «народный фронт», ядро из рабочих; крестьяне, ремесленники, мелкая буржуазия, служащие, интеллигенция прилагаются. И тогда народный фронт может сформировать правительство, и, может быть, коммунисты в него даже войдут. Тогда это могла бы быть форма перехода к пролетарской власти.
Со старой точки зрения это – откровенная ересь, да и участие коммунистов в правительстве… Однако конгресс поддержал.Но освобождение пролетариату могут принести только Советы, не народный фронт.
В колониях коммунисты должны поддерживать национально-освободительное движение. Для этого можно даже и буржуазию привлекать как союзников.
Второй докладчик после Димитрова – Пальмиро Тольятти.Он заявил, что теперь враг не империализм как таковой, а германский фашизм. Значит, СССР может вступать в союз с теми странами Запада, которые хотят мира.А в случае военной агрессии фашизма освободительное движение, пусть даже и буржуазное, должно быть поддержано коммунистами, ибо национально-освободительное.
Еще был отказ от представлений, что война обязательно является катализатором революционного процесса. Мир защищают потому, что в нем можно нормально подготовить социалистическую революцию.
Дали немного больше автономии местным компартиям. ИККИ перестал руководить вообще всем, а стал вырабатывать основные политические и тактические установки мирового рабочего движения. А что конкретно делать – пусть на местах решают.
Сталин хотя все это и не осудил, но и не поддержал.