1608 г. — Первая попытка проникнуть в Китай. Царем Василием Шуйским подписывается указ об отправке посольства к Алтан-хану и в Китайское государство. Но из-за войны между Шолой Убаши-хунтайджи и черными калмыками посольство не доехало до места назначения. В 1616 году отправляется новое посольство во главе с атаманом Василием Тюменцем. Делегация была принята Шолой Убаши-хунтайджи, но далее в Китай посольство не поехало, возвратившись в Москву.
1618 г. – в Пекине побывала первая русская миссия во главе с томским казаком Иваном Петлиным. Он доставил в Россию грамоту от императора с предложением наладить посольский обмен и торговлю. Такой обмен мыслился китайским правительством в традиционной форме прибытия «данников». Империя Мин отнюдь не была намерена пересматривать исходные идеологические основы построения внешних отношений, несмотря на упомянутый отказ от политики привлечения данников, резкое сокращение в 16-17 вв. посольских связей. Несоответствие традиционной китайской доктрины построения внешних связей и принятых среди европейских народов дипломатических норм послужило источником непонимания с самого начала появления кораблей европейцев у китайских берегов. Из-за отсутствия подарков Петлин не был принят императором Чжу Ицзюнем, но получил его официальную грамоту на имя русского царя с разрешением русским вновь направлять посольства и торговать в Китае; что же касается дипломатических сношений, то их предлагалось вести путём переписки. Грамота десятки лет оставалась не переведенной, пока Спафарий[1] не занялся её изучением, готовясь к своему посольству Тем не менее миссия И. Петлина имела немалое значение, а отчёт И. Петлина о поездке — «Роспись Китайскому государству и Лобинскому, и иным государствам, жилым и кочевным, и улусам, и великой Оби, и рекам и дорогам» — стал ценнейшим, наиболее полным со времён Марко Поло описанием Китая, содержащим сведения о сухопутном маршруте из Европы в Китай через Сибирь и Монголию. Уже в первой половине XVII века «Роспись» была переведена на многие европейские языки.
На протяжении 17 в.: русские переселенцы продвигаются на Восток, к Тихоокеанскому побережью, для хозяйственного освоения новых земель. 1646-1648 = экспедиции Василия Пояркова, 1649 = Ерофея Хабарова освоение Прибайкалья и бассейна Амура; в этом походе Хабаров составил «Чертёж реке Амуру», который явился первой европейской схематической картой Приамурья. Основаны Иркутск, Нерчинск, Албазин (самый восточный). Маньчжурские правители недовольны, т.к. им не нужно соседство Российской империи рядом с их «тылом» (на случай изгнания из Китая) + хоз. освоение их здесь не интересовало, а военный контроль волновал + военные столкновения с русскими: русско-цинская война — серия приграничных конфликтов в Приамурье в 1649—1689 годах между Русским царством и империей Цин. В Пекин отправлены для установления дипломатических отношений русские посольства. Но Цинское правительство не признавало Россию равным партнером и требовало чуть ли не признания вассальной зависимости от Китая и уничтожения всех поселений в бассейне Амура. От послов требовали выполнения местных церемоний, для них унизительных. Переговоры кончились ничем, но проникновение русских на Дальний Восток не кончилось. В середине 1680‑х гг. началось военное наступление на занятые русскими земли (сразу после подчинения Тайваня).
1685 – окружение Албазина 10-тыс. войском + 200 орудий => русские сдались (их было 450 человек; сдаваясь, сохранили оружие), но осенью русские поселенцы вернулись, собрали урожай и восстановили острог очередная осада, но крепость не сдается. Русское правительство начинает переговоры в 1689 г. в районе г. Нерчинска, причем цинская сторона угрожает военной силой, которой у нее в этом регионе немало (больше, чем у русских). 27 августа 1689 г.: Нерчинский договор - подписан в ходе посольства Ф. Головина. Россия отказалась от претензий на значительные территории южнее Амура. = 1‑й русско‑китайский договор. Граница – по верхнему течению Амура, русские поселенцы и войска должны быть выведены с левобережья Амура. Россия должна была вывести своих поселенцев. Разграничение не было закреплено юридически из‑за разночтений в тексте документов. Для России договор означал потерю уже освоенных земель; пришлось отказаться от Албазина, но Китай заверил, что на полученных от России территориях укреплений строить не будет.
В XVIII веке экономические связи с соседними странами были жёстко лимитированы. Сухопутную торговлю с Россией монополизировали торгово-ростовщические компании купцов и банкиров из Шэньси, связанные с соляной монополией и финансированием верхов цинского общества (в том числе цинской аристократии). 1715 – положено начало Российской духовной миссии в Пекине, занимавшейся помимо всего прочего, изучением китайского и иных языков.
После подписания Нерчинского договора Россия и Китай поддерживали мирные отношения. Для установления границы между Халхой, вошедшей в состав Цинской империи, и Россией в Пекин было направлено посольство С. Рагузинского. 1728 г.: Кяхтинский договор. Он устанавливал границу с монгольскими землями (Халха – историческая область Монголии), определял порядок дипломатических отношений через Сенат и Лифаньюань, восстанавливал караванную торговл. с Пекином и оформлял статус Российской духовной миссии в цинской столице.1731, 1731 – в Москву и Петербург прибыли китайские посольства, Россия – первое европейское государство, которое посетили китайские послы.
До середины 50-х гг. 18 в. внешне дружественная политика Пекина в отношении Петербурга сохранялась. Однако после завоевания Джунгарии[2], бегства части ойратов в русские пределы отношения изменились: упрёки, оскорбления в адрес России, пограничные споры, Пекин не раз прерывал русско-китайскую торговлю в Кяхте. Сначала Хунли, затем Екатерина 2 придвинули войска к общей границе. 1792 – стороны подписали Международный акт. Соглашение подтверждало верность Кяхтинскому договору, мирные намерения и право каждой стороны наказывать нарушителей пограничного режима по своим законом. Возобновление нормальных, соседских отношений между двумя странами.