1) (сие Африка, не знаю, нужно ли) Во второй половине 19 века в Судане усилилось влияние Англии. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью.
Религиозный лидер Мухаммед Али в 1881 году объявил себя Махди (мессией), возглавил восстание против Гордона-паши и европейской колониальной администрации, а также турецко-египетского чиновничества. Он попытался объединить племена западного и центрального Судана против османов. В начале 1885 года Махди занял главный город страны Хартум. Основанное им государство простиралось от берегов Красного моря до Ц Африки.
После смерти вождя Махдистское государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль- Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 г. восстание было подавлено англо-египетскими войсками во главе с генералом Китченером.
Махдийю можно квалифицировать как фундаменталистское, протонационалистическое движение, своеобразный образец исламского мессианства. Махдисты разрушили систему турецко-египетского управления. Прямым наследием периода стало религиозное движение Ансар, созданное сыном Махди – Абд ар-Рахманом, и его политическое течение – партия Умма.
-
2) Салафия (по сути тот же исламский фундаментализм, традиционализм, ну к корням в общем) – направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, квалифицируя как ересь все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом. Салафия означает «понимание религии в том виде, в котором её понимал Пророк и его сподвижники», «возвращение к Корану и сунне» в интерпретации шариатских положений. Распространено в Саудовской Аравии среди богословов, например.
-
3) Младотурки (политические приемники «новых османов») – политическое движение в Османской империи, которое начиная с 1876 года пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство. Младотуркам удалось свергнуть султана Абдум-Хамида II (1909) и провести половинчатые прозападные реформы, однако после поражения Турции в Первой мировой войне они потеряли власть. После победы Кемаля Ататюрка (1923) большинство младотурок начали активную деятельность в кемалистской Народно-республиканской партии. Одной из идеологических основ национальной политики младотурок стал пантюркизм. Эта концепция родилась на основе идей молодого общетюркского этноцентризма (туркизма). Надо: разделить светскую и духовную власть и развивать тюркскую нацию на основе достижений европейской цивилизации, объединить тюркоязычные народы в рамках единого государства. Сформировалось во второй половине XIX века. Движение началось среди тюрков в Крыму и на Волге, изначально стремящимся объединиться c тюрками Осм. имп. Они также широко использовали лозунги панисламизма (религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления: о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности; и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа)). По его примеру: младотунисское движение, младоафганское движение (партия «Молодой Тунис» (либеральны националисты; против французов) с 1907 г., движение 1909-1912 гг., окончательно подавлено к 1916 г.)
-
4) Сионистское движение – политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле, а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается. Началось с зарождением в России раннесионистского движения «Хиббат Цион» и началом массового въезда евреев в Палестину, плюс взрыв антисемитизма в Европе (дело Дрейфуса) – идея национального возрождения еврейского народа в Палестине. К концу века – политический сионизм (создание в Палестине еврейского национального государства, начало крупномасштабной иммиграции в Палестину – алия).Основателем политического сионизма считается Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль. В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство», в которой изложил своё видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным сионистским конгрессом в Базеле, где была основана Всемирная Сионистская Организация. Сначала же ( с 80-х гг. 19 в.) поселенцы просто создавали сельскохозяйственные поселения в Израиле. Отсюда киббуцкое движение (строительство с/х коммун – в продуктивном сельскохозяйственном труде залог возрождения еврейского народа).
-
- Моджахедское движение в Иране (рев. 1905-1911 гг.). Против династии Каджаров (1796- 1925) – стихийные народные выступления, создание в городах Северного Ирана организации моджахедов (интеллигенция и духовенство) – все это под лозунгами реформ и созыва законосовещательного собрания. Силой пытаются подавить. Сопротивление, требование у шаха конституции – вуаля, конституция 1906 г. (к. монархия). В итоге, Россия и Англия ввели туда свои войска и к 1912 г. все подавили.
- В конце 19 в. в Азербайджане начало складываться движение «Мусават», боровшееся за национальное объединение тюркских народов Кавказа. В его формировании немаловажную роль сыграли идеи пантюркизма (влияние Осм. имп.).