Периодизация истории Индии:
Рубеж – 1947. До и после.
1⁄2 XX века. Ключевые события:
1. Можно считать по мировым войнам, по национально-освободительному движению.
НОД – самое логичное деление. Итак:
1905-08 гг – подъем НОД. Связано с попыткой разделить Бенгалию Англией. 1908-14 – спад движений
1916-1918 – пик движений к кон 1МВ. Потом спад
1918-1930 – подъем к нач. 30-х гг.
Потом уже стабильный подъем НОД к концу 2МВ.
2 вида территорий:
1) Британская Индия. 55% всей Индии, 45% - вассальные княжества. Расклад по населению примерно такой же.
Состояла из губернаторских провинций (глава – губернатор). Кроме того, в их состав входили комиссарские провинции (10 провинций, глава – вице-король).
Комиссарские провинции были самыми проблемными, поэтому выносились в такую особую категорию (Дели. Столица домонгольской Индии. До 1911 - Калькутта. В 1911 – снова Дели стал столицей; Белуджистан – совр. Пакистан; Аламандские о-ва; Северо- западная Пограничная Провинция – часть совр. Афганистана и граничит с Пакистаном).
Вассальные княжества. [Это вольный перевод термина, который обозначал мини- государственные образования (princely state). State – это и гос-во, и штат. В совр. Индии деление на штаты]. 45% тер-рии. Кол-во княжеств было очень большим, разные цифры: от 565 до 666. Мы возьмем среднюю цифру – 600.
Были и крупные, и мелкие гос-ва.
Крупнейшие:
Хайдарабад – на юге (самое большое по площади – 214 тыс км2. Совр. Англия – 240 тыс. км2);
Джан-Луи-Кашмир (спорная тер-рия на самом севере Индии, сейчас её разделяет демаркационная линия);
Майсур – на юге.
На тер-рии княжеств проживало около 90 млн чел (45% от всего). В Хайдарабаде – 11 млн (совр. Швейцария – 7 млн).
Правители княжеств входили в палату князей. Были важной опорой колониальной администрации. С 1857 – сипайское восстание – англичане стали постепенно подчинять от захватов княжеств, как до этого было. С нач. XX века княжества – опора англичан против НОД`а. Были «пятой колонной».
Все эти княжества делились на категории по полунеписанной Табели о рангах.
Первая группа – мах влиятельные и крупные княжества («салютные» - имели право на салют, когда въезжали на тер-рию столицы – 21 залп получали) – их около 120. Входили в администрацию. Разные княжества получали разное число салютов. И эти салюты были очень важны в определении статуса, давали право на опр. привилегии, как и титулы. «Махараджа» – не менее 13 залпов. «Раджа» – 9-11 залпов. Вице-король – 31 залп. Британский монарх – 101 залп.
Вторая группа – формально независимые княжества.
Третья группа - 300 мелких княжеств. Контролировались британскими чиновниками (агентами), формально независимые.
Было и деление по религии, которую исповедовали в княжестве:
низам, наваб, хан – мусульмане; раджи, махараджи, раи и т.п. – индуисты. Хайдарабат – 1/3 мусульман, и правитель – мусульманин.
Джан-Луи-Кашмир – 50% мусульман. Это проблему составило при разделе Индии в 1951г.
Княжества оставались относительно спокойными, только в 30-х гг подключились к НОД.
1) Туземная Индия.
Как противоположность Британской Индии.
Политика англичан с конфессиями.
1905-08 – революционный подъем. Прокатился по многим странам Востока. Подтолкнуло решение англичан разделить Бенгалию (столица – Калькутта, дельта Ганга). Половина бенгальцев приняла ислам (к нач. XX века так было). Говорили на бенгальском языке.
В 1905 англичане попытались разделить Бенгалию. Лорд Керзон (вице-король 1899- 1905) попытался разделить. К этому моменту уже ощущались признаки первого из подъема НОД. Еще и революция в России. Всё это постепенно раскачивало общественное сознание в Индии.
Раздел – попытка переключить внимание индийцев на административные вопросы с политических, под предлогом «лучшего администрирования». Но англичан волновало не управление; главная задача – разделить бенгальцев. Все революционеры, мыслители – родом из Бенгалии; все основные волнения, смуты, теракты – в Бенгалии. Разделят такую проблемную территорию – легче управлять и подавлять; получатся 2 куска, в которых не будет конфессионального равновесия – больше мусульман – в восточной Бенгалии, меньше – в западной. В общем, разыгрывали конфессиональную карту. «Успешное администрирование» Индии успешно только если демонстрирует благостное отношение к конфессиям, особенно к притесненным. Таковыми были мусульмане – были задвинуты на задний план после заката Могольской империи. Были недовольны этим и помнили о своем былом могуществе.
Раздел Бенгалии важен: в восточной Бенгалии мусульмане составили бы большинство. А в западной Бенгалии тоже бы были мусульмане.
Но такие планы раздела только развили НОД. И раздел, который был проведен в 1905 г, был отменен в 1911. Для мусульман этот раздел и его отмена были сигналом – у них была возможность впервые в Индии получить провинцию, где они бы доминировали, и у них было бы больше шансов пробиться к управлению. Остался осадок.
Лорд Керзон в 1905 был вынужден подать в отставку. На его месте – лорд Минто (вице- король Индии в 1905-10). Подавлял восстания в Бенгалии. При нём же в 1909 была проведена реформа в администрировании: реформа Морли Минто: увеличено число членов законодательного собрания, расширено участие политически активных избирателей (таковых был 1% индийцев – им нужно было владеть английским), ввели систему выборов по куриям, и ввели отдельную курию для мусульман. После этого пошло нарастание раскола между мусульманской и индийской общиной.
К этому моменту у мусульман появилась своя политическая партия (вице-король разрешил создать) – 1906 – Мусульманская лига. Эта партия наряду с ИНК будет бороться за независимость Индии.
1885 – создание партии «Индийский национальный конгресс», она и сейчас одна из самых сильных в Индии!! ИНК был создан при поддержке англичан. Объединялись представители различных слоев. В этой партии изначально были разногласия по поводу форм и методов борьбы (радикальное и умеренное крыло). Мусульманская лига задумывалась как политическое представительство для мусульманской общины, как противовес ИНК.
1906 – появление Индустской коммуналистской партии. Активное внедрение религии в политику «Хинду Махасабха».
Постепенно революционный подъем был сведен на «нет» к началу 1МВ.
Но он возрос со вступлением в войну при лорде Хардинге (Индия была объявлена англичанами воюющей стороной). Играла большую роль в обеспечении Англии всем необходимым, вывозилось сырье, товары для фронта, финансы вывозили. Война подтолкнула развитие индийского предпринимательства – нужные фронту отрасли поднимались. Крупные компании Tata (черная металлургия), Birla (текстиль и джутовая промышленность) и другие.
После войны в 1919 – реформа в Индии при лорде Челмсфорде: Закон об управлении Индией: мусульманам не менее 1/3 мест в законодательные собрания с мусульманским большинством и т.д.
В 1916-17 гг. в Индии начался новый революционный подъем. Это связано с именем
Мохандаса Кармчанда Ганди (1869 – январь 1948).
Его называют «отцом индийской нации». Его и сейчас знают. В день его рождения в Индии провайдеры предоставляют услугу – бесплатно присылают смс с цитатами Ганди – очень популярно и не только из-за того, что бесплатно. 10 лет скандал шел по поводу его праха. В общем, индийцы его помнят и знают. Хотя отношение к нему не совсем однозначное.
Родился 2 октября 1869 г в Гуджарате. Обучался в Англии, работал в Южно- африканском союзе, затем пришел в политику Индии.
Отец – министр в Гуджарате, сам из высокой касты. Мать очень религиозная. Путешествия не были желательны, старейшины его касты негативно к этому относятся,
но в семье поняли, что без образования сложно в то время. Ганди в 1887 уезжает в Англию. Экзамен на службу надо было сдавать на английском, в Англии, в определенном возрасте.
6 лет учится в Англии, изучает там право. Именно там начинает очень интересоваться индуизмом, изучает индуистские трактаты; теософию. [После него осталось колоссальное литературное наследие – если собрать всё, что написал – это составит всё около 80 томов]. Писал письма домой, рассказывал, как у него внутренний мир менялся. Написал автобиографию «My life». За 6 лет в Англии мировоззрение поменялось. Ехал в страну очень радужно, как в «центр цивилизации».
После окончания учебы отправился в Южно-африканский союз. Там было более 100 тыс индийцев. Понял там, что в Ю-А союзе, что несмотря на то, что он хорошо образован, это не дает ему пользоваться всеми правами – его дискриминировали как «цветного». Отрабатывает стратегию и тактику борьбы, которую он в 1911 г. приехав в Индию будет применять там.
«Сатьяграха» («упорство в истине») – ненасильственное сопротивление – только мирные демонстрации. Протестовал против толкования «сатьяграхи» как «пассивного сопротивления». Сатьяграхи организовывал в Южной Африке – были хорошо организованы, продумывал требования. Всегда проводились под его единоначальным руководством, предполагался диалог с властями. «Сатьяграхи» в Южной Африке – против дискриминации индийцев; в то же время хотел подчеркнуть свою лояльность к властям ЮАС и британских властей в целом – в начале Англо-бурской войны выступает на стороне англичан.
То есть, органично сочетал сатьяграхи и развороты в сторону властей, которые не позволяли властям воспринимать его как мятежника-революционера.
Все действия Ганди в Южной Африке привлекали к нему внимание людей в Индии. Вообще периодика в Индии была очень развита, отражала все мировые события. Поэтому в нач. XX века индийские политические деятели были очень хорошо осведомлены, кто такой Ганди и чем он занимается. Да и он имел знакомства в ИНК.
В 1914 – возвращение Ганди в Индию. Сформировавшийся политик и тактик, известен пока только верхам, но постепенно становится известным. Ездит по Индии, общается с людьми. И вообще, впервые к НОД подключаются массы, а не только элиты.
Создает общество «Сатьяграха Ашрам».
Сварадж – термин означает «самоуправление». На первых этапах истории Индии нач. XX века этот термин носит разное содержание: от самоуправления -> предоставление статуса доминиона -> статуса полной независимости.
Есть мнение, что Ганди состоит из противоречий. Ахимса – не причинение вреда живым существам (с другой стороны поддерживает карательные экспедиции англичан в Африке).
Пишет еще в Южной Африке книгу «Хинд Сварадж» («Управление Индией»). На этом этапе – идеалист: понимает, что нужны массовые воздействия на англичан, но в то же время против революционных методов борьбы (см. Ахимсу). «Индийцы должны покорить англичан своей стойкостью и добротой. Только нравственное воздействие заставит освободить Индию от колониального гнета».
Спустя год поездок по стране вливается в НОД. В 1917 г. проводит первую сатьяграху в Индии (в Бихаре). Был конкретный повод – Ганди выступал против системы контрактации рабочих, возделывающих индиго. За этой сатьяграхой следила вся Индия, колоссальное воодушевление населения Бихара. Ганди привлекли к суду. Набирал популярность среди мелкобуржуазной части населения.
Что способствовало взлету его популярности – этот вопрос до сих пор дискуссионный.
- человек оказался в нужное время в нужном месте
- обладал харизмой
- успешно «поработал над своим имиджем» - снимает европейскую одежду и начинает носить некрашеную домотканную хлопчатобумажную одежду Кхади. Одежда стала символом Ганди и ИНК. «При помощи кхади Конгресс установил связь со старой Индией» («Моя жизнь». Ганди).
- аскетический образ жизни – постепенно к этому пришел. По факту, мы видим, что в Индии он превращается из европейца в аскета – чрезвычайно важная и почитания стадия развития жизни человека для индийцев.
- выступал против дискриминации неприкасаемых – категорически отказывался от этого термина. Этот термин должен быть изъят из обращения как оскорбительный. Использовал скорее термин «хариджане» - «дети бога». Этот термин был в обороте вплоть до независимости Индии. После смерти Ганди неприкасаемые стали выступать против этого термина, как неприемлемого – стали называть себя «далитами» («униженный»,
«оскорбленный»).
Не только декларировал особое отношение, но и реально ездил и находился в движении. Ездил по тем местам, где проживали неприкасаемые (как и сейчас – живут в обособленных районах), и даже ел с ними!!! А сам Ганди был из довольно высокой касты. Огромный эффект!
- знал немалое кол-во других индийских языков. Это делало его еще ближе и понятнее.
При этом всё это ^ статичный образ. А все его действия, сатьяграхи – делали образ динамичным.
Свадеши – термин, который появился еще до Ганди, был на повестке дня во время 1 революционного подъема. Итак, свадеш – «отечественный»: нац.одежда, языки, образование и т.д.
«Конструктивная программа» Ганди:
-> работа в деревнях
-> пропаганда ручного прядения. Прялка – потрясающий символ, который понятен всем: ремесленники и кустари, которые не работали на войну, разорялись, в т.ч. из-за машинной
техники. Это приспособление «позволит обеспечить себя минимальными метрами ткани
+занять людей традиционными ремеслами». [Сейчас в Индии 200 млн безработных, а никто не знает, как их занять – поиски «прялки» продолжаются].
-> разъяснение необходимости обучения на родном языке
-> борьба с неприкасаемостью
-> призыв к индусам и мусульманам преодолевать взаимные разногласия во имя достижения общих целей
-> пропаганда ахимсы – ненасилие. Пропагандировал ее через апелляцию к религиозным чувствам: «ревностное соблюдение религиозных традиций усилит любовь к национальным традициям и выльется в ненасильственную борьбу против англичан; это средство, которое сможет удержать народ от насилия».
Кстати, он читал Толстого, и некоторые идеи (любовь, прощение) развиваются не без влияния писателя. Сохранилась и их переписка.
К середине 30-х гг говорит об «ограничении машин, а не полном их запрете (как в Хинд Сварадж)». Это к вопросу об идеализации прялки. «Цивилизацию можно допустить, потому что не будет правильным вернуться к архаичным формам труда ради них самих, как самоцели».
В Индии в качестве рабочего скота используются буйволы, а корова – священное животное. Ганди много теоретизирует насчет защиты коров. Хотя это примитивный символ, как и прялка, но уважительное отношение к ней прикрывает межконфессиональные отношения. Чтобы разжечь конфликт, нужно лишь убить корову, начнутся погромы, стычки. Это в Индии отработано за XX век. Говорит, что «запрет забоя коров означает снижение уровня индусско-мусульманских противоречий». А забой был на руку англичанам, т.к. они могли таким образом разжигать рознь. То есть рассматривал вопрос о коровах через призму отношения между людьми, а не чисто из любви к животным.
Павленко: «если они червяка пытаются убить, на что они рыбу ловят?» -«Они рыбу не ловят, 70% вегетарианцы. Им не нужна рыба. Вообще вегетарианство это не так страшно…».
31 января 1948 – убийство Ганди. Парадокс, что Ганди – бесконечный проповедник ненасилия, стал жертвой насилия. Был убит индусом, представителем одной из индуских профашистских организаций РСС.