1860-е гг. – в Индии начинает развиваться капитализм. Появились предприятия кап. типа в промышленности и транспорте, а также кредитные учреждения и торговые фирмы европейского типа. Началось формирование классов буржуазного общества стало возникать организованное национально-освободительное движение.
В целом, в этот период Индия стала еще более привязанной к Англии в экономическом плане. Общая стоимость экспорта в Англию утроилась хлопок, шерсть, джут, пальмовое волокно, рис, пшеница, маслосемена, пряности, индиго, опиум. Индийский импорт увеличился впятеро.
Метрополия заинтересовалась индийским с/х сырьем колониальные власти стали закреплять частновладельческие права на землю и расширять базу с/х производства. Увеличивались площади обрабатываемых земель, расширяли ирригационную систему и т.д.
1860-1880-е гг. – проведение земельного кадастра – юридически оформлены права различных категорий земледельцев заминдарского типа. В районах, не вовлеченных в восстание, бывшие заминдары и джагирдары либо лишались земледельческих прав, либо превращались в пенсионеров казны.
В районах заминдари были введены законы об аренде, формально ограничивавшие величину ренты, уплачивавшейся верхней прослойкой арендаторов.
Под напором крестьян-райятов было принято арендное законодательство, консервировавшее феодальное законодательство.
С середины 60-х гг. стали повышаться налоги, из-за чего индийские крестьяне были вынуждены выносить значительную часть своего урожая на рынок и продавать искусственное создание рыночных отношений. Налоги же были основным источником доходов колониального правительства – на эти деньги содержался бюрократический аппарат и велись колониальные войны (Бутан, Афган, Верхняя Бирма и т.д.). Поскольку индийский рынок внедрялся в мировое хозяйство, то в с/х стали внедряться товарно- денежные отношения. Так, торгово-ростовщическая каста (торговые и кредитные опперации) (банья, марвари), а также бомбейские общины парсов заняли срединную позицию: между потребителем и товаропроизводителем (крестьянин или ремесленник) и крупным английским или индийским оптовиком, ведущим экспортно-импортные операции. Все это вело к внедрению торгово-ростовщических каст в землевладение и образование предпосылок для оформления национального промышленного производства. Наиболее выгодным вложением денег была покупка земли. Земля переходила во владение торгашей, крестьяне же продолжали работать на правах аренды. Стали появляться мануфактуры и фабрики (все работало на покупном английском оборудовании), рабочие – из разорившихся крестьян и мигрировавших в города ремесленников. Так, в рамках мануфактурного производства, возродилось ручное ткачество. Таким образом, капитал начал вывозиться из метрополии – так выгоднее. Англичане начали инвестировать в развитие железных дорог – нужна же инфраструктура. Также – оросительные системы, плантационное хозяйство, банковское дело и оптовая торговля. Англичане были первыми в джутовых изделиях, индийцы – в хлопчатобумажном деле. Центры английского предпринимательства: Калькутта, Мадрас, Канпур; индийского – Бомбей и Ахмадабад, историческая столица Гуджарата.
Англичане сбывали в Индию свое промышленное оборудование и услуги инженерно- технического персонала (по высоким ценам конечно), а индийцы компенсировали это за счет сверхэксплуатации рабочих. Англичане держали основную массу капитала под контролем через управляющие агенства.
Формирование новых классов — буржуазии, пролетариата, городской и сельской мелкой буржуазии, городских средних слоев — в условиях продолжения и даже интенсификации колониальной эксплуатации обусловило обострение противоречий между индийским обществом и колониализмом, что, в свою очередь, предопределило появление новых форм и методов освободительной борьбы.