Всё, что было сказано о гуманизме, можно перенести в культуру J
Королевский двор. Культура Ренессанса создавалась под покровительством короны. Изменение статуса женщины: они начинают жить при дворе, занимать оплачиваемые должности. Влияние женщин на политику, искусство, дипломатию.
Придворная жизнь – триумф радости и красоты жизни: рыцарские турниры, маскарады, балеты. Субсидирование дворцового строительства: дворцы Шамбор, Блуа, Лувр, Фонтенбло. Сестра Франциска – Маргарита Наваррская – собирала вокруг себя ученых, писателей, художников. Все деятели Возрождения обязаны короне => воспевают просвещенного монарха.
Музыка. Во Франции – подъём музыкального искусства. Возрождение французской песни, забытой из-за Столетней войны. Теоретиками слияния мадригала – коротких поэтически-музыкальных произведений – и песен были поэты Плеяды. Идея: стихи должны подчиниться музыке. В связи с нуждами Реформации – сочинение музыки к псалмам (Клод Гудимель).
Литература. Предтеча ренессансной французской лит-ры – Франсуа Вийон. В центре произведений – человек, его мирская жизнь. 20-30-е гг. – расцвет поэзии на латинском языке, подражание древним. Школа «великих риторов»: поэзия как род красноречия. Первый поэт Ренессанса – Жан де Бельж. Клеман Маро. Придворный поэт, протестант. Переводил псалмы Давида => важнейшая вещь для протестантов! Творчество Маргариты Наваррской – «Гептамерон» как подражание Бокаччо. Бонавентюра Деперье. Франсуа Рабле. Основные идеи Рабле: утверждение гуманизма посредством комического, культ знаний и науки, гуманистическая педагогика, воспитание гармонии тела и духа, просвещённая монархия, право человека на свободу суждений. Главная поэтическая школа – «Плеяда». Поэзия как высшая форма искусства. Сочетание кропотливого труда и божественного вдохновения. Поэт близок к Богу. Пьер де Ронсар.
Позднее Возрождение. Мишель Монтень. «Опыты» - создание нового литературного жанра, эссе. Основные взгляды: цель жизни человека – счастье, следование естественной природе, личное выше общественного, гармоническое развитие природных способностей человека, свобода человека – главное, естественное равенство людей. Критиковал христианство: «не против веры», но отрицал бессмертие души, говорил, что невозможно объяснить христианские догматы разумом, нет одной религии, она рождается из традиций страны. Основоположник ренессансного скептицизма.
Архитектура и изобразительное искусство
Начало Возрождения в искусстве связано с именем Жана Фуке (вторая половина XV в.) – крупного художника, к-й стал реформатором книжной миниатюры. Позднее, с расцветом книгопечатания, миниатюра пришла в упадок.
Архитектура. Ренессансные тенденции в дворцовом строительстве. Постройки короля Франциска I: дворец Блуа, замок Шамбор. Соединение готических традиций с новыми веяниями Возрождения. Перестройка замка Фонтенбло: новые фасады, богатая библиотека, копии античной скульптуры, коллекции итальянской живописи. Для украшения интерьера были приглашены итальянские мастера. Россо: галерея Франциска I. Строительство Лувра П.Леско и Ж.Гужоном.
Живопись. Влияние нидерландских традиций. Отец и сын Жан и Франсуа Клуэ, придворные художники, создавшие десятки портретов.
Скульптура. П.Леско «Фонтан невинных». Соединение древнегреческой пластики с французской готикой. Соединение в скульптурном образе римской богини Дианы и фаворитки короля Генриха II.