Чинквеченто – пора ярчайшего расцвета итальянского Возрождения. Включает в себя Высокое Возрождение (конец XV-30-е гг. XVI в.) и Позднее Возрождение (40-80-е гг.).
Это время…
- Итальянских войн (крайне неблагоприятных для страны; ряд территорий страны оказались под властью Испании)
- Рефеодализации отношений
- Деградации капиталистических отношений
- Социального протеста
- Утверждения абсолютизма
- Смены ценностей: от рационализма к верности сеньору и дворянской морали
- Католической реакции
Высокое Возрождение
Тесное взаимодействие различных сфер худ. и интеллект. творчества. Гуманистический идеал свободной и гармонической личности воплощается в
изобразительном искусстве. Рождается ренессансная эстетика. Время великих мастеров – Микеланджело, да Винчи, Рафаэль.
Приобщение к ценностям Возрождение духовенства и аристократии. Развитие меценатства: правители привлекают к своим дворам художников, архитекторов, скульпторов. Развития государственного заказа.
Кризисные явления: драматическая напряженность образов (человек не всемогущ, ему противостоят роковые силы), появление маньеризма – подчеркивания мистицизма внутренней жизни человека, для к-рого была характерна вычурность, экспрессия.
Леонардо да Винчи. Да Винчи – воплощение гуманистического идеала всесторонне развитой личности, т.к. был художником, инженером, знатоком физики, механики, скульптором и архитектором. Стремление к соединению искусства с естественными науками. Не получил гуманистического образования, его привлекала среда художников. Уделял внимание роли опыта как главного средства познания. Опыт – наблюдение за природой, физические эксперимент, рисунок и т.д. Взгляды – пантеизм. Человек есть часть природы. Его взгляды были близки позиции Альберти: верил в созидательную мощь человека.
Николо Макиавелли. Политическая концепция Макиавелли: осмысление судеб древних государств и вдумчивый анализ современности. Оценка особенностей полит. развития различных народов, причинно-следственные связи. Успех правителя зависит от того, насколько тщательно тот изучает ситуацию, вырабатывает цели. Главные качества государя: рационализм, умение взаимодействовать с разными общественными слоями. Мораль – не препятствие для великой цели. Может идти «против благочестия».
Важнейший труд Макиавелли – «История Флоренции». Подчеркивает роль борьбы в обществе, социальных противоречий и интересов. Идея цикличности, смены государственных форм. Монархия – олигархия – республика.
Литература
Характерные черты: идеалы красоты и гармонии, идеализация действительности
Лодовико Ариосто. Поэма «Неистовый Орландо». Герои поэмы – искатели приключений, которые сражаются с сарацинами, великанами, чудовищами. Совершают смелые подвиги ради своих возлюбленных. Традиционные сюжеты в поэме раскрываются по-новому, лишаются морализаторской функции, по своему характеру произведение иронично. На материалах средневекового романа – совершенно новые, ренессансные черты: воля к жизни, полнота человеческих чувств. Комедии «Сундук», «Чернокнижник».
Бальдассере Кастильоне. Диалоги «О придворном». Образ идеального придворного: всесторонняя образованность, красота, воспитанность, творческая одаренность. Преследует не личный, а государственный интерес. Однако: такая личность социально ограничена аристократической средой, она теряет общечеловеческий смысл => кризис Ренессанса.
Пьетро Бембо. Диалоги «Азоланские беседы», посвященные Лукреции Борджиа. Акцент на божественном происхождении красоты. Выступал как
теоретик формирования итальянского языка, отстаивал преимущества тосканского диалекта.
Философия
Различные направления. Одно из главенствующих – любовная философия.
Позднее Возрождение
Перемены связаны с обострением межконфессиональной борьбы в Европе и наступлением Контрреформации.
Основные черты
- Утверждение итальянского языка
- Расширение книжной культуры
Литература: развитие новеллистики, поэзии, автобиографий, комедийного жанра, утопий
Натурфилософия. Основная идея – пантеизм. Бог – перводвигатель, природа наделена атрибутами Бога.
Джироламо Кардано. Развитие медицины и математики. Вечность первоматерии Вселенной. Единство мироздания достигается за счет мировой души, жизненного начала. Ум человека – частица разлитого в природе божественного начала.
Бернардино Телезио. Начала природы – тепло и холод. Время – условие существования движения. Бог выносится за пределы физической картины мира.
Джордано Бруно. Дворянин, получил образование в доминиканском монастыре. Пантеист + утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца.
Театр. Новый жанр – комедия дель арте. Актёры-импровизаторы, которые представляли средневековые типажи – Арлекин, Коломбина, Бригелла. Буффонада, использование народной лексики => высокая популярность.
Архитектура
Первая ч-ть XVI в. – Рим – центр ренессансной архитектуры. Монументальность зданий, гармоничность архитектурных образов, свободное использование ордерной системы.
Браманте. Санта-Мария дель Грацие. В античном духе – окруженный колоннадой купольный храм.
Рафаэль. Ряд дворцов с новым типом фасадов. Вилла Мадама в Риме.
Микеланджело. Вся архитектура капитолийского холма + западный фасад собора святого Петра, барабан и купол.
Палладио. Две церкви в Венеции с портиками античных храмов.
На грани XVI-XVII в. – новый стиль, барокко.
Изобразительное искусство
Леонардо да Винчи. Синтез научного и худ-ного познания мира => большое внимание к анатомии, пропорциям человека. Особое внимание к светотени –
фигуры окутаны легкой дымкой, «сфумато». Портреты да Винчи – воплощение гуманистического идеала человека. Мона Лиза, Тайная Вечеря. Драматизм переживаний учеников Христа.
Рафаэль. Гуманистическая мечта о прекрасном человеке, который пребывает в гармонии с миром. Светлые, лиричные образы. Рисовал портреты выдающихся, знаменитых людей. Фреска «Афинская школа».
Микеланджело. Ведущая тема – драматизм бытия человека, его борьба, титаническое напряжение. Доминирование изображения обнаженного тела как выразителя качеств души. Накал эмоций, страсти. Статуя Давида – символ свободолюбия. Роспись Сикстинской капеллы Ватикана – воспевание красоты и энергии творчества раннего человечества. Поздний шедевр – «Страшный суд», мотив грозной воли, которая ввергает человека в ад.