Начинают формироваться в 1520-е гг.
Цвиккауские пророки
Группа немецких сектантов, переселившихся из Виттенберга в Цвиккау.
- Утверждали, что получают непосредственно от Святого Духа откровения, которые звучат как внутренний голос.
- Не признавали привилегий духовенства
- Выступали за крещение исключительно в сознательном возрасте (как это сделал Христос).
- Иконы – идолопоклонство
Лютер яро осудил это движение. Но уже с этого момента реформация теряет свое единство и разветвляется на множество течений.
Томас Мюнцер и его учение
Томас Мюнцер – священник, бывший последователь Лютера, идеолог Крестьянской войны.
- Воспринимал Реформацию как всеобщее обновление церкви и мира, предвосхищающее наступление царства божия.
- Как и цвиккауские пророки верил во «внутренний голос» - откровения божьего духа.
- Впервые в Германии разработал богослужение на немецком языке
- В отличие от Лютера, проповедовал народное восстание, цель которого – перераспределение власти в пользу всего народа
- Чрезвычайно резко нападал на Лютера из-за позиции того по поводу Крестьянской войны
Анабаптисты
1519 – в Цюрихе складывается секта анабаптистов – «перекрещенцев»:
- Креститься – только в сознательном возрасте
- Идея ненасилия
- Отвержение всех существующих церковных организаций
- Уравнительские идеи
Анабаптисты подверглись жестоким гонениям, но их идеи распространились по всей Европе.
«Царство праведных» в Мюнстере
После Крестьянской войны радикальное течение реформации дробится на множество сект.
1534 – в западногерманском городе Мюнстере реформационные силы одерживают победу над своим князем-епископом. Туда начинают стекаться анабаптисты (в большом количестве – из Нидерландов). Они завоевывают большинство в магистрате и объявляют Мюнстер «Новым Иерусалимом», откуда праведная вера будет распространена по всей земле.
1535 – епископские войска осаждают Мюнстер, который, тем временем, уже успел стать царством, царь – Ян Лейденский. В городе был установлен жесткий теократический режим. Там упразднили деньги, если у кого-то находили «излишки» - отбирали. Кроме того, внезапно оказалось, что женщин в их царстве намного больше, чем мужчин. Эту проблему оперативно решили введением многоженства.
Но, в итоге, город пал, и после резни был восстановлен католицизм.
Пуритане –
сторонники очищения англиканской церкви от «пережитков папизма». Распространение – с 1540-х гг., в основном, в среде зажиточного бюргерства. Идеи близки к кальвинизму.
1560-70-е – надеялись на поддержку Елизаветы I, что она упразднит епископат и иерархию духовенства, но она увидела в этом опасные антигосударственные веяния.
70-90-е – лишившись надежд на поддержку властей, созвали национальный Синод пуританских священников, выработав тактику скрытого насаждения «истинной церкви» - внешне священники будут оставаться верны церковным властям, но богослужение будут вести как кальвинисты.
Потом выделились два направления:
- Пресвитериане – умеренные, требовали подчинить церковь общенациональному Синоду духовенства
- Индепенденты – за уничтожение церковной структуры и за полную независимость общин
Их таки тоже начали репрессировать.