C середины 1530-х развитие реформации в Швейцарии связано с Жаном Кальвином (1509 – 1564), юристом из Франции.
1534 – порывает с католицизмом в связи с гонениями на протестантов, покидает Париж и уезжает в Швейцарию
1536 – издает в Базеле «Наставление в христианской вере». В том же году оказывается в Женеве.
Религиозное учение Кальвина
Центральное место в его теологии – проблема познания Бога.
Концепция «двойного предопределения» - Бог изначально предначертал все, что должно свершиться, и участь каждому человеку – кому-то скорбь и страдания, кому-то – спасение и вечное блаженство. При этом, человек не должен сомневаться в своей избранности, ибо это уже симптом недостаточности веры. Цель каждого человека, сознающего себя избранным, - следуя заповедям реализовать свое призвание, проявить заложенные в нем богом способности.
При причастии духовную благодать получают лишь избранные. В целом, причастие – символический обряд, основанный на воспоминании о боге, а не на буквальном единении с ним. В этом – одно из ключевых отличий от лютеранства.
Церковный культ – еще более строгий и простой – отказ от поклонения святым, мощам, реликвиям, иконам; отказ от богатого убранства церквей и нарядов священников; отказ от органной музыки
Кальвин создает принципиально новое церковное устройство. Т.н. «Видимая церковь» состояла из общин, действующих по принципу самоуправления (республиканские порядки). В общине существовало 4 вида «служб»:
- Пасторы для проповеди
- Учителя для сохранения чистоты учения
- Пресвитеры (старейшины) для контроля за церковной дисциплиной
- Диаконы для надзора за церковным имуществом
Дела общины обсуждались на совете старейшин. По отношению друг к другу общины были автономны.
У кальвинистов тоже 2 таинства – крещение и причастие
Политическое учение Кальвина
Как и Лютер, и Цвингли, Кальвин считал, что государство – это установление Бога, что правитель обязан служить народу, а общество ему подчиняться. Однако, в отличие от Лютера, Кальвин считал, что любой человек может противиться власти, если она мешает истинной вере (Лютер же отрицал право обычных людей на бунт против власти). Для Кальвина сопротивление тиранам – священный долг. Он допускает насильственные методы в этой борьбе.
Кальвин считал, что светская власть и церковь должны сотрудничать, последняя при этом должна оставаться независимой.
Развитие кальвинизма в Швейцарии –
- свершалось в рамках отдельных городов и территорий в разное время и по-разному.
Наиболее совершенный вид кальвинизм приобрел в Женеве, где и находился Кальвин, обладавший огромным влиянием на местную светскую власть. Там был буквально установлен строжайший надзор над населением – не придерживавшихся аскетических правил кальвинизма изгоняли и даже казнили. Кальвин был нетерпим к инакомыслию. Зато Женева приобрела образ оплота праведной веры.
Распространяясь по Европе, кальвинизм так же, как и другие реформационные течения, приобретал разнообразные формы при сохранении фундаментальных принципов.