Геволюция и все дела, большевики у власти. Одна из программ - разрушение церкви. Ей не доверяли и религиозность была в жеппке.
Январь 1918 – «декрет об отделении церкви от государства»:
- церковь лишалась права юридического лица
- церковь лишалась права собственности
Гонения на церковь. Гонения были неравномерными, были разные методы.
В первые года до 20-х была агрессивная политика:
- Были арестованы и расстреляны многие священные служители, которые были известны в качестве монархистов и консерваторов.
- Так же было проведено изъятие церковных ценностей, особенно с 1921 года, когда начался сильный голод. Власть изымала всё, что только можно.
- Вскрытие мощей святых в начале 20-х годов. В народе жило представление, что мощи святых должны быть нетленными, как будто человек только умер. Когда же вскрывались мощи, обнаруживалось, что ничего нет. Был снят фильм о вскрытии мощей Сергея Радонежского.
В эпоху НЭПа политика ослабла. Союз Воинствующих Безбожников – всё это было рассчитано на молодёжь. Если пожилые люди ходили в церковь, то ничего страшного.
На рубеже 20-30хх начинается коллективизация. Проводится одна из самых жёстких компаний, одновременно проводятся новые репрессии против кулаков и духовенства, которые пытались сохраниться. Людей не расстреливали, а ссылали в отдалённые регионы. Тогда же проводится большое количество разрушений монастырей и храмов (безбожная пятилетка – 1932-1936). Только на территории Кремля было разрушено 2 монастыря, так же древнейшая в Москве церковь - Спас на Бору. Самым известным разрушением стал взрыв храма Христа Спасителя. После второй мировой войны построили бассейн Москва. В 1937 году была проведена перепись населения – последняя перепись, в который был вопрос в религии. По идее она должна была указать итоги антирелигиозной деятельности. Из городского населения 1/3 признались, что они верующие. Среди крестьян 2/3 назвали себя верующими. Результаты были засекречены, до сих пор вопрос о религиозной принадлежности отсутствует.
После 1937 года начинается новая и самая массовая волна репрессии. В это время было расстреляно наибольшее число духовенства. К концу 30-х годов церковная организация была практически разгромлена. На свободе было лишь 4 епископа, действовало 100 храмов и ни одного монастыря.
Реакция церкви. Патриарх Тихон отправил много грозных посланий. В 1918 году объявил анафему большевистской власти. Патриарх был взят под домашний арест, и выпущен. Был вынужден стать более лояльным по отношению к власти. Начинает призывать церковь не вмешиваться в политику. На случай смерти, он назначает 3х преемников, а они назначают своих преемников. Когда Тихон умирает, все 3 приемника были взяты под арест, власть перешла митрополиту Сергию Страгородскогму. Сергий Страгородский – был кандидатом 2го порядка. Он оставался митрополитом, изменил политику в сторону сближения с властью.
В 1927 году Сергий подписывает декларацию. Это было послание представителям церкви, в котором говорилось, что сейчас не так всё плохо, признание церковью власти.
Политика высшего церковного духовенства привела к расколу. Существовали
- Непоминающие – те, кто не считают себя солидарными с его действиями.
- Катакомбники – те, кто уходили в подполье. Ассоциировали себя с первыми христианами во время Римской империи.
- Обновленцы – течение появляется в 20-е годы. Идеолог – Александр Введенский. Реставрация православия в рамках советской власти.
Серьёзный раскол произошёл с духовенством, которое оказалось в иммиграции. Многие священнослужители уехали в другие страны, кто-то подчинялся местным патриархам. Немногие сохраняли связь с Москвой. РПЦЗ. Значительная часть образовала соединение «Русская Православная Церковь за границей». Центром сначала была Югославия, после второй мировой войны – США. Их никто не признавал, так как они не признавали всех других. Это раскол оказался урегулирован после падения СССР. Смысла в расколе не было, в 2007 году переговоры пришли к успеху, произошло воссоединение.
1935 был распущен Синод