Реформы:
- широкомасштабная книжная «справа» - редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа веры – о царстве Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а в написание имени «Исус» была добавлена еще одна буква «и».
- возглас «аллилуйя» стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая)
- крестные ходы стали проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь)
- восьмиконечный крест был заменен шестиконечным
- введены изменения в церковной и монашеской одежде
Проблема в том, что это было введено очень резко. Те, кто не принимал реформы, предавались анафеме. Это было не продумано.
Старообрядцы делятся на два течения: поповство и беспоповство.
Поповство. Поповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян. Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. Вначале поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили название "беглопоповцы". Центр – Рогожское кладбище. Другие центры – река Керженец (нижегородская губерния), река Иргиз (Саратовская губерния). Там находились старообрядческие монастыри. Село Ветка – находилось на территории Речи Посполитой.
Беспоповство. Оставшись без священников, беспоповцы первоначально лишились церковных таинств: причащения, миропомазания, брака, елеосвящения и т. д. Затем большинство таинств стали совершаться мирянами, обычно по выбору.
Деление на безбрачников и брачников. 1 – только священник может проводить таинство брака => все должны быть безбрачными. 2 - обряд бракосочетания может совершать мирянин.
Среди беспоповцев выделяется масса согласий:
1) Поморское согласие – самая крупная группа беспоповцев. Архангельск, Карелия. Центр – Выго-Лексинское общежитие – два монастыря на берегу Онежского озера. Из всех беспоповцев было самым умеренным согласием: допускали молитву за царя, развитое богослужение мирским чином.
2) Федосеевцы – более жёсткая группа Центр – Преображенское кладбище. Они отказались от брака полностью. Выго-Лексинское общежитие – крупнейший центр старообрядцев-беспоповцев, состоявший из Выговского (муж.) и Лексинского (жен.) общежитий под единым управлением. Здесь разрабатывались основные идеи этого направления в старообрядчестве: теория духовного антихриста, идея вынужденного отсутствия священства, определение «нужнопотребных» таинств (Крещение и Покаяние) и обоснование возможности их совершения «простецами», образование института духовного наставничества.
Организация старообрядческого общежительства принадлежала монахам Соловецкого монастыря, покинувшим обитель во время Соловецкого восстания. Всё на основе уставов Соловецкого, Кириллова Белозерского, Троице-Сергиева и Иосифова Волоколамского монастырей выписки из уставов этих обителей встречаются уже в ранних выговских сборниках.
Дисциплинарная часть выговского устава, сложившаяся в первые годы существования общежительства, получила письменную фиксацию в 20-30-х гг. XVIII в. Руководство повседневной жизнью осуществляли келарь, казначей, нарядник, городничий; круг их обязанностей также был закреплен уставом.
Ветка - город на р. Сож в Гомельской обл. (Белоруссия), центр старообрядчества в кон. XVII-XIX в., созданный рус. переселенцами из Стародубья и Центр. России. Старообрядческое поселение В. возникло за российским рубежом, во владениях Халецких и др. представителей польск. шляхты. В. и Стародубье, как старообрядческие центры, складывались практически одновременно - начиная с 70-х гг. XVII в. Наиболее активно заселение В. шло после 1685 г..
Центры старообрядчества в Москве Духовными центрами становились места, где сохранялась возможность вести духовную деятельность. В Москве центром старообрядчества является Рогожское кладбище (Старообрядческая ул., д. 31А). Рогожское кладбище в Москве основано при Екатерине II. В 1771 году в Москве свирепствовала эпидемия чумы. Московским старообрядцам было отведено для погребения покойников место за Рогожской заставой. Сначала был построен храм во имя святителя Николы. Затем начато было сооружение по официальному наименованию — часовни, по сути же — огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом. В 1854 году у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам (о единоверцах см. далее), а через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах.