Рубеж XIX – XX – возникновение направления «аджорнаменто» (от итал. aggiornamento – обновление), которое ставило перед собой задачу повернуться лицом к обществу и проявить внимание к обостряющимся взаимоотношениям и возможным трагичным судьбам человечества. В Католической Церкви стал широко применяться во время понтификата Папы Иоанна XXIII.
Обоснованием необходимости аджорнаменто в Церкви являются изменения, происходившие в ней на протяжении истории, но не затрагивающие то, что не подлежит изменению, поскольку было установлено Богом (таинства, незыблемое устройство Церкви, в отличие от ее изменяемых структур). Причина перемен в Церкви заключается в стремлении наиболее совершенным образом исполнять свое предназначение, достигая результата и отвечая требованиям времени; это желание выражено в древнем изречении Ecclesia semper reformanda («Церковь должна постоянно обновляться»).
Постепенно новое движение создает свое идеологическое обоснование, подчеркнутое в трудах иезуитских богословах. Такие богословы как Йозеф Ратцингер (Папа Римский Бенедикт XVI: 2005 – 2013), подчеркивали основу aggiornamento в точном толковании и переосмыслении Священного Писания. Идея agiornamento постепенно выходит за церковные рамки и вызывает широкий общественный резонанс.
1962 – 1965 – II Ватиканский собор – папа римский Иоанн XXIII (1958 - 1963) – созыв буллой Humanae Salutis.
Главной идеей собора, по мнению папы, должны стать не догматические прения, а приспособления к новому миру. Собор должен был решить доктринальные споры в идее более активного изучения Священного Писания и развития гуманистического движения.
Собор проходил в четыре сессии/генеральные конгрегации:
- осень 1962 – лето 1963 – обсуждены проекты документов о церкви, источниках откровения, о СМИ. Ни один документ не принят, сформулировано большое количество поправок и предложений. Папа Иоанн XXIII скончался, выбран новый папа Павел VI (1963 – 1978).
- осень – зима 1963 – обсуждены проекты документов о церкви, об экуменизме. Документы по этим темам приняты не были, но была принята конституция о литургии и декрет об отношениях со СМИ.
- осень 1964 – принята догматическая конституция о церкви, а также два декрета – о католическом экуменизме и о Восточных церквях
- осень – зима 1965 – приняты декларация о религиозной свободе, конституция о церкви в современном мире, конституция о божественном откровении.
Собор раскололся на 2 партии. Прогрессисты формируют т.н. "коалиции епископов", которые объединили либерально настроенных епископов Германии, Франции, Швейцарии и Нидерландов. Прогрессисты занимались активной деятельностью по изданию новых работ о доктрине и т.д. Интегристы были представлены куриалами, а также епископами Италии, Испании и Латинской Америки.
После того, как прогрессисты были избраны в совет собора, их задачей стало не пропустить решений интегристов. После того как были отклонены первые их решения, они усомнились в справедливости соборных решений.
Документы: Конституция Sacrosanctum Concilium о священной литургии – основа литургической реформы ВВС. Была изменена обрядовая сторона богослужения, изменились и упростились ритуальные облачения духовенства, распространилась протестантская идея о приближении клира к миру, демистериализация таинства (громкое чтение), необходимость присутствия на ежедневном богослужении (не вышло), разрешение совершать мессу в любом подходящем месте, священник стоит лицом к молящимся, но спиной к источнику Божественного Света, пересмотрен церковный календарь. Почти все объекты этой реформы были понятны только подготовленному человеку и вызывали серьезные вопросы, в связи с чем Бенедикт XVI разрешил богослужение по Тридентской системе. Среди важных документов принятых собором:
- Dignitatis Humanae «О религиозной свободе» – декларация о неизменности традиций католической церкви - Gaudium et Spes «Радость и надежда» – о проблеме взаимоотношений церкви и человека в современном мире, а также экономические, культурные и социальные аспекты человеческой жизни - Christus Dominus – о пастырском служении епископов в церкви - Perfectae Caritatis – о монашеской жизни в современных условиях – важность сохранения трех монашеских обетов – целомудрия, бедности и послушания - Optatam totius «О подготовке к священству» – надо расширить влияние идей Фомы Аквинского в воспитании подрастающего поколения клириков. Итак, в результате собора были сняты анафемы 1054 года, проведена литургическая реформа, признаны другие религии (например, протестантизм).