Январь 1920 – местоблюститель патриаршего стола Константинополя, митрополит Дорофей выпускает энциклику под названием «К Христовым церквам всего мира», в которой заявляет, что считает возможным взаимное сближение и общение различных, так называемых, христианских церквей, несмотря на догматические различия между ними. Эти церкви названы в энциклике Константинопольского патриархата «сонаследниками, составляющими одно тело». Митрополит Дорофей предлагает основать «Общество церквей», и в качестве первого шага для сближения, принять «единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников».
Август 1920 – экуменистическая конференция в Женеве, занимавшаяся разработкой принципов экуменистического движения, в которой принимает участие константинопольский патриархат.
1923 – Всеправославный конгресс в Константинополе – участвуют только пять поместных православных церквей – Константинопольская, Кипрская, Сербская, Элладская, Румынская. Конгресс устанавливает изменение церковного календаря (введение нового стиля), сокращение богослужения, разрешение светской одежды духовенству, допускает второбрачие для духовных лиц.
1997 – 1998 – Болгарская и Грузинская православные церкви покинули Всемирный Совет Церквей. Экуменизм и РПЦ.
Август 1946 – доклад на имя патриарха протоиерея Григория Разумовского – условия участия РПЦ Московской патриархии в экуменистическом движении:
- лидеры экуменистического движения откажутся на деле от покровительства раскольникам РПЦ (Феофил, дионисий, Герман Аав, Анастасий, Иоанн Шанхайский) и фактически проявят действия известного этим лидерам давления на раскольников в целях воссоединения их в юрисдикции Святейшего Патриарха Московского
- ни один из представителей раскольников, а также представителей парижского богословского института не должен быть приглашен к участию в движении
- непременное участие в ЭД всех православных и неправославных церквей, находившихся на территории СССР.
ВСЦ не принял этот ультиматум.
1948 – Московское православное совещание – резолюция «Экуменистическое движение и православная церковь» – Антиохийская, Александрийская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Албанская, Польская и Русская православная поместные церкви отказываются от участия в ЭД «в современном его плане»
1958 – митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (председатель Отдела внешних церковных связей), выступая в Московской Духовной Академии, декларировал новую позицию РПЦ МП – «усилить внимание к развитию экуменистического движения»
1960 – председателем отдела внешних церковных связей стал митрополит Никодим, который был известен своей экуменистической деятельностью. С этого момента РПЦ МП становится непосредственным и активным участником ЭД.
Апрель 1961 – патриарх Алексий I – заявление о вступлении РПЦ МП в ВСЦ, в котором подтверждает согласие РПЦ МП с Конституцией ВСЦ.
Июль 1961 – Архиерейский одобрил вступление и закрепил пересмотр решений московского Всеправославного совещания 1948 года.
1960 – 1978 – т.н. «Никодимовщина» (среди противников экуменизации) – период усиления контактов РПЦ МП с Ватиканом. Этот период закончился со смертью Никодима, хотя РПЦ МП, как и другие православные церкви, до настоящего времени является членом ВСЦ и принимает активное участие в его работе.
1994 – Архиерейский собор РПЦ – доклад председателя Синодальной Богословской комиссии Московской патриархии митрополита Филарета. По этому докладу, РПЦ не признает протестантов и англикан еретиками, признает действительность их крещения, евхаристии, священства, епископата католиков и наличие у них апостольского преемства.
2000 – Архиерейский собор РПЦ МП – Святейший Патриарх Алексий II – «Основные принципы отношения к инославию» – отношение в ЭД: «важнейшая цель православного участия в экуменистическом движении должна состоять в том, чтобы нести свидетельство о вероучении и кафолическом предании (кафоличность – пространственная временная и качественная универсальность) Церкви, и в первую очередь истину о единстве церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей».