Просвещение – интеллектуальное движение XVII – XIX вв., являющееся естественным продолжением средневекового гуманизма. В основе этого движения лежали рационализм и свободомыслие. Характерной просветительской идеей было отрицание всякого божественного откровения, которое в особенности коснулось христианства. Христианство считалось первоисточником ошибок и суеверий. Многие стали исповедовать деизм – учение о том, что Бог есть, но он лишь сотворил мир и больше ни во что не вмешивается; человек же в конце пути не будет ни осужден, ни вознагражден богом за свои деяния. Некоторые ученые предпринимали попытки посредством научных аргументов доказать существование Бога и сотворением им вселенной. Сама же религия превращается в естественную мораль, заповеди которой являются одинаковыми для всех. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не в общественной.
XVIII век – начало морального разложения населения и разочарование в религии даже в наиболее сильно затронутых контрреформацией и проповедями о чистоте веры и нравственности Франции, Италии, Испании. Это также было связано с упадком христианского образования со времени изгнания иезуитов (1760) – крупнейшего в плане просвещения ордена.
Ответ церкви: католическое просвещение. Католическое просвещение – протест против набожности эпохи Контрреформации, против необоснованно разросшегося культа святых и предложение реформировать литургию, переполненную сакральностью. Появились «адаптации» католического просвещения:
А). фебронианизм. Фебронианизм – католическое движение XVIII века в Германии, отвергавшее притязания римско-католической церкви на абсолютную власть папы римского в церковной и светской жизни.
1763 – публикация труда «о состоянии церкви и законности власти римского епископа» епископа Николая Гонтгейма под псевдонимом Феброния. Цель труда – выявить права, которые, исходя из самой природы церкви, должны быть снова усвоены национальными епископатами и, таким образом, противостоять вмешательству римской курии. Основная идея – абсолютный епископализм – епископы являются главами церкви.
В противовес фебронианизму возникло ультрамонтанство.
Б) иосифизм. Иосифизм – термин, используемый для обозначения внутренней политики, проводимой императором СРИ Иосифом II (1765 – 1790) по отношению к римско-католической церкви и ее влиянию в австро-венгерском обществе. Суть: подчинение церкви государству в качестве социального института. Было введено разграничение церковного и светского права (были разрешены разводы). Государство вмешивалось во все сферы деятельности церкви. Светской властью решались все церковные дела, кроме вопросов, связанных с вероучением: порядок проведения богослужения, обеспечение храмов, издание молитвенных книг, паломничества. Многие монастыри закрывались за их ненадобностью гражданскому обществу. В случае если монастыри имели централизованный орган за границей, они должны были перейти под юрисдикцию австрийских епископов.
Папа Пий VI (1775 - 1799) подверг критике реформаторские действия императора в булле «Romanus Pontifex».
Последствия иосифизма: недовольство действиями Иосифа в Европе с одной стороны и способствование возникновению религиозной терпимости (1781 – эдикт толерантности, разрешавший деятельность протестантским и православным общинам) РКЦ в XIX веке
А) Франция 1789 – 1799 – Великая революция во Франции, направленная против старого режима, ввиду чего начинается политика национализации, все имущество переходит к государству, церковь отделяется от государства, духовенство принуждается к зависимости от новой власти, а не от папы римского, вводится выборность священников 1793 – 1794 – Якобинская диктатура, стремившаяся всячески покончить с христианством. 1799 – 1804 – консульство Наполеона – церковь стала частью государственного аппарата, было создано министерство культа, церковь полностью зависела от государства.
Б) Италия 1848 – 1849 – революция в Италии, попытка папы Пия IX (1846 – 1878) провозгласить в папской области конституцию. 1870 – в процессе объединения Италии папская область прекратила свое существование, и папа переехал в Ватикан (новое папское государство, включившее в себя только Ватикан, было создано в 1929 году при Муссолини)