Отношения с католической церковью:
Уже первый патриарх – Геннадий Схоларий (1454 – 1465) – был первым учеником Марка Эфесского – епископа Константинопольской православной церкви, который не подписал Флорентийскую унию. Он, как учитель, передал Геннадию жесткое отношение к унии, как к чему-то недопустимому. И поэтому константинопольский патриарх в конце XVI века официально отказывается от унии. Де-юре нельзя было говорить, что православная церковь находится в подчинении. Но после захвата Константинополя турками латинская пропаганда только усилилась.
Иезуитские и другие школы начинали оказывать на православие влияние. Иезуитам удалось связаться через Кесарийского митрополита Митрофана с патриархом Дионисием I (1546 – 1555), который сочувствовал делу соединения церквей. Когда же сам Митрофан стал патриархом, он действовал еще активнее.
1557 – в Риме основывается коллегия св. Афанасия для греческих юношей. Это усилило иезуисткое влияние. Патриархи Рафаил II (1603 – 1607) и Неофит II также искали сближения с римско-католической церковью. Рафаил имел секретную переписку с папой Павлом V. Римские миссионеры имели довольно большое влияние в Константинополе и в провинции.
Протестанты также старались привлечь к своему учению православных греков, но не с такой настойчивостью, как католики. Изначально протестанты хотели получить только оправдание своей веры от константинопольского патриарха.
1559 – Григорий Меланхтон (Аугсбургское исповедания, первый догматик лютеранства) послал патриарху Иоасафу II письмо с приложением Аугсбургского исповедания веры, переведенного на греческий язык, но ответа не последовало.
1573 – протестанты отправляют в Константинополь к патриарху Иеремии II (1572 – 1574) Стефана Герлаха из Тюбингенского университета с письмами и проповедями протестантов. Ответа снова не было.
1575 – протестанты снова послали патриарху Аугсбургское исповедание веры, год спустя Иеремия ответил посланием, в котором осудил как протестантские, так и католические заблуждения. Позднее протестанты сами прибыли на Восток, основали свои молитвенные дома распространяли среди православных свои катехизисы и проповеди, которые имели небольшой успех.
XVII – патриархом становится Кирилл Лукарис (1621 – 1638), который, как считается, написал труд «Восточное исповедание христианской веры» (1632), содержащее в себе кальвинское учение. За это он был осужден константинопольским собором, как еретик и предан анафеме. Последующие соборы пытались оправдать Кирилла, заявляя, что сочинение не принадлежит ему, но их попытки были тщетны, т.к. православные патриархи были категорически против католического и протестантского. Другие историки, напротив, считают, что Кирилл Лукарис боролся с римскими миссионерами и был убит в результате интриг проримской партии.
Пий IX (1846 – 1878) обратился к православным с посланием, где призвал отказаться от заблуждений и воссоединиться с Римом. В ответ православные патриархи написали коллективное письмо четырех восточных патриархов. Письмо в большей мере было направлено не римскому папе, а православным. В нем жестко отвергались предложения папы, а сам он призывался к покаянию. Папа же стремился к верховной власти над константинопольскими патриархами.
Таким образом, католическая и протестантская миссия на территории константинопольского патриархата потерпели неудачу: католики – из-за жесткого нежелания большинства патриархов сотрудничать, а протестантская – из-за непопулярности самого учения в среде православных.