Возникновение англиканства – непосредственный результат развития местной церковности и стремления королей иметь государственную церковь, в то время как папы добивались признания примата своей юрисдикции. Народ сначала не принимал участия в реформации, она была узко абсолютистским деянием правителя, который, однако, пользовался поддержкой послушного парламента и слабых в вере епископов.
Повод для конфликта: желание Генриха VIII расторгнуть свой брак с Екатериной Арагонской (первая жена) и жениться вторым браком на Анне Болейн.
1534 – Акт о верховенстве (супрематия), принятый парламентом и объявивший короля «Единственным верховным главою на земле Церкви Англии». Король объявлялся также защитником веры. Парламентский акт, принятый 3 ноября 1534 года, провозгласивший Генриха VIII (и его преемников) единственным верховным земным главой Церкви Англии.
1539 – «Шесть статей» - закон, принятый парламентом Англии, который подтверждал основные доктринальные и канонические положения современного католицизма: пресуществление (превращение хлеба и вина в плоть и кровь Христову при Евхаристии), целибат духовенства, исполнение обетов целомудрия, разрешение частных месс, значение исповеди.
1540 – ликвидация монастырей и передача монастырских активов в ведение Короны. Церковная собственность в конечном итоге оказалась в руках английской аристократии, что создало экономическую базу для укоренения реформ и упрочения политического разрыва с папством.
1553 – «42 статьи» архиепископа Кранмера при Эдуарде VI – пик кальвинисткого влияния в церкви Англии. Вследствие коронации католички Марии I не были приняты, а сама англиканская церквь в 1554 была возвращена в лоно католической.
1559 – новый Акт о верховенстве при Елизавете I (1558 – 1603). Акт подтверждал положения первого, но уточнял титул: «Верховная правительница церкви Англии». Монарху принадлежало право назначать архиепископа и епископов по представлению премьер-министра. Примас (= предстоятель) церкви Англии – архиепископ кентерберийский, который признается духовным лидером всего сообщества (церквей Англии, Ирландии, Уэльса, Шотландии), но не имеет административной власти за пределами Англии.
1563 – принятие главного доктринального документа англиканства – «39 статей». Статьи не дают полного изложения вероучения, но определяют позицию Англии по отношению к кальвинизму и католицизму. Важнейший документ церкви Англии – так называемая Книга общих молитвословий, принятая парламентом в 1549 года, последняя редакция – 1662.
В XVII в. кальвинистская оппозиция, предводительствуемая лордом-протектором Оливером Кромвелем жестоко подавляла все движения, направленные против кальвинизма, особенно в Ирландии. Первоначально схизматическая (не еретическая) национальная церковь стала затем протестантской государственной церковью с ярко выраженного политического толка с юридически обоснованной агрессивно враждебной католичеству направленностью.
В Шотландию протестантизм в кальвинистской форме проник под руководством Джона Нокса (1505 – 1572). 1557 – учреждение Ковенанта (союз реформированного дворянства)
1560 – учреждение реформированной государственной церкви, несмотря на протест Марии Стюарт, которую в 1567 вынудили отречься от престола. Шотландия сохранила свою пресвитерианскую церковь и после объединения с Англией.