1430 – Майнцский рейхстаг – конкордат, распространявший на немецкие земли постановление о приоритете Собора над папами, причем папа не мог даже отлучить от церкви.
1448 – Венский конкордат, отменил это решение, но выборы епископов остались за светскими государями.
1517 – Мартин Лютер «публикует» свои 95 тезисов, в которых от выступал против продажи индульгенций и власти папы над отпущением грехов, заявлял, что церковь не может даровать отпущение грехов и спасение души посредством таинств в силу особых полномочий от бога, которыми она якобы наделена.
1520 – Лютер отлучается буллой папы Льва X (1513 – 1521) от церкви.
1521 – Вормсский эдикт – Лютер объявлен еретиком и объявлен вне закона на территории СРИ, издание и распространение его трудов было запрещено, хотя сам он продолжает составление своего учения Лютер заручился поддержкой
Фридриха III (1486 – 1525), курфюрста Саксонского, тот защищал его от осуждения на Вормсском сейме и предоставил ему убежище в Вартбурге.
Выступление Лютера в Вормсе всколыхнуло широкие народные массы, которые, исходя из своих сословных интересов, по-разному трактовали его учение.
1523 – рыцарское восстание во главе с Ульрихом фон Гуттеном. Было подавлено и показало, что стремление Лютера осуществить реформацию мирным путем невыполнимо.
1524 – 1525 – Крестьянская война – народное восстание в центральной Европе под руководством Томаса Мюнцера – немецкого проповедника. Причины: усиление поборов с крестьян, расширение «господских прав» над сельским населением, брожение умов, вызванное реформацией.
Требования:
«Двенадцать статей» - крестьянский манифест, основывавшийся исключительно на Священном Писании, авторы которого, совсем не касаясь вопросов общественного устройства, требовали свободы евангелической проповеди, отмены крепостничества, устранения наиболее обременительных феодальных повинностей и уничтожения привилегий, угнетающих массу народа. Итог: поражение крестьян.
1526 – первый рейхстаг в Шпайере – приостановление действия Вормсского эдикта по требованию германских князей. Провозглашение права каждого владетельного дворянина в вопросах религии «вести себя так, чтобы держать ответ перед богом, его величеством императором и империей».
1529 – второй рейхстаг в Шпайере – решение католических князей большинством голосов возобновить действие Вормсского эдикта, отменить все новшества и разрешить мессу повсеместно.
1529 – Шпайерская протестация – протест со стороны 6 германских князей и 14 городов против решения большинства членов Шпайерского рейхстага восстановить действие Вормсского эдикта и преследование лютеран. Действие Вормсского эдикта было приостановлено. По названию их документа сторонники реформации начали именоваться протестантами.
1530 – рейхстаг в Аугсбурге – созван императором Карлом V (1519 – 1556) в целях примирения католиков и протестантов перед лицом турецкой угрозы. Лютеру запрещено было присутствовать на этом собрании, и он послан вместо себя единомышленника Филипп Меланхтона, первого протестантского догматика. Он представил т.н. Аугсбургское исповедание из 28 вероучительных положений, являющихся богословской нормой для лютеран. Католики написали папское опровержение. Итог: Рейхстаг поставленных задач не решил.
1531 – формирование двух противоборствующих религиозных союзов: Шмалькальденский союз и Лига католических князей.
1532 – мир в Нюрнберге между католиками и протестантами ввиду турецкой угрозы.
1532 – 1539 – свободное распространение реформации в Германии. 1539 – Франкфуртское замирение – продление Нюрнбергского мира.
1546 – 1555 – война между католиками и протестантами.
1552 – Пассауский договор – признание свободы Аугсбургского исповедания, обещана амнистия всех изгнанным во время Шмалькальденской войны.
1555 – Аугсбургский религиозный мир – свобода вероиповедания имперских сословий, право суверенов определять конфессию своей территории, право инаковерующих эмигрировать, уравнение в правах лютеранства и католицизма. НО непризнание договором кальвинизма.
2/2 XVI – развитие реформатской церкви, характеризующейся острой конфликтностью с католицизмом и лютеранством и маргинализацией в рамках имперской структуры. А предоставленное имперским сословиям право выбора конфессии привело и к распространению лютеранства, и к реставрации католицизма, что повлекло за собой возобновление религиозного конфликта.
1618 – 1648 – Тридцатилетняя война за гегемонию в СРИ и Европе. С религиозной точки зрения это была война между кальвинистами и лютеранами. 1648 – Вестфальский мир - уравнял в правах католиков, лютеран и кальвинистов - отменил ранее действовавший принцип «чья власть – того и вера» и провозглашал принцип веротерпимости. На этом религиозны войны в Германии закончились.