Реформация – широкое религиозное и общественно-политическое движение XVI – начала XVII вв. в Западной и Центральной Европе, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Социально-политические причины:
- формирование в Европе наций и национальных государств
- идея самостоятельности национальных церквей
- светские правители хотели быть правителями национальных церквей
- антиклирикализм: знать и среднее сословие выражали недовольство привилегиями
- назначение на церковные бенефиции иностранцев
- углубление пропасти между низшим и высшим духовенством
- изобретение печатного станка, возможность печатать; идеи и их распространение в 16 веке становится процессом плохоконтролируемым
Духовно-религиозные причины:
- изменение в психологии общественного сознания
- сознание становится более индивидуалистическим
- рационализация мышления, а не сознания - под влиянием гуманизма (человек на первом месте, а не бог)
- гуманисты пробудили интерес к изучению священного писания
- повышение уровня образования среди мирян – грамотность (Гутенберг)
- падение авторитета папства
- обмирщение и упадок самой церкви – идея концилиаризма не оправдала себя, бездействие папства в эпоху ренессанса, неспособность церкви ответить на вызов времени и предоставить современные богословские концепции, процветала коррупция.
- Возникновение духовного пролетариата в условия недоверия к папе.
Политические причины реформации:
- на фоне ослабления империи, в которой активизируются процессы децентрализации, в Западной Европе возникают крупные монархические державы с централизованным управлением
- Италия: постоянные гражданские войны и частые чужеземные нашествия – образование множества городов-государств после распада СРИ
- Германия: великий политический раскол – противостояние императора и империи с княжествами и землями. Власть императора зиждется на идее, но при этом он все еще считается светским главой всего христианства
- Франция: консолидация королевства под управлением Людовика IX (1461 – 1483), который решительно отобрал власть у крупных вассалов. Его сын Карл VIII (1483 – 1489) продолжил эту политику.
- Англия: окончание войны роз (1455 – 1485) – династические споры между Ланкастерами и Йорками, укрепление власти короля Генриха VII (1485 – 1509), его влияние на английскую церковь очень велико
- конец XV – формирование в ЗЕ нового класса – буржуазии, которая ценила свои накопления и не желала тратить их на дорогостоящую организацию церкви с папством, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладениям – потребность в новой религии, простой и менее затратной.
Собственно, анальная кара католицизма – Реформация.
Мартин Лютер (1483 – 1546) – саксонский монах, а впоследствии доктор богословия Виттенбергского университета (Саксония, Германия). 18.10.1517 – папа Лев X (1513 – 1521) выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма Св. Петра и спасения душ христианского мира» 31.10.1517 – 95 тезисов Мартина Лютера, вывешенные на двери Замковой церкви в Виттенберге – критика практики индульгенций и эксклюзивных прав римского папы прощать грехи, а также утверждение Священного Писания как единственного авторитета. 1519 – Лейпцигский диспут – да-да папе покорен, но Иисус выше всех. Когда его противник Иоганн Экк – бывший друг Лютера – предложил считать авторитетным решение Констанцского собора, Лютер не согласился. 1520 – папская булла, по которой Лютер был отлучен от церкви (демонстративно сжигает). 1521 – Вормсский эдикт – Лютер объявлен еретиком и объявлен вне закона на территории СРИ, издание и распространение его трудов было запрещено, хотя сам он продолжает составление своего учения. 1648 – Вестфальский мир по итогам Тридцатилетней войны – уравнял в правах католиков и протестантов (хаха, сосите лохи).
Итоги Реформации: Распространение Библии на разных языках привело к появлению различных ее трактовок; единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей; рост национального сознания народов Европы; повышение культурного и образовательного уровня жителей Северной Европы; появление представлений о политическом равенстве как результат провозглашения равенства духовного: в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам – в управлении государством; реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические.