1378 – 1417 – Великая западная схизма – раскол в римской церкви, когда сразу два (а с 1409 – три) претендента объявляли себя истинными папами.
Последний папа эпохи Авиньонского пленения пап Григорий XI (1370 – 1378) вернулся из Авиньона в Рим в 1377 году и обосновался в Ватикане. После его смерти избрали папу Урбана VI (1378 – 1389), который происходил из Неаполя (что удовлетворило римлянин, требовавших, чтобы папа был итальянцем, и французских королей, т.к. Неаполем правила французская династия). Политика нового папы привела к тому, что ему отказались подчиняться кардиналы. Курия отлучила Урбана от церкви и избрала «альтернативного папу» Климента VII (1378 – 1394). Оба ставили своих кардиналов, создавали свои курии, объявили друг другу анафему.
Рим поддержали: Папская область, Северная Италия, Дания, Норвегия, Польша, Венгрия, Фландрия, Англия.
Авиньон поддержали: Неаполь, Сицилия, Франция, Шотландия, Кастилия и Леон, Арагон, Наварра, Кипр, Уэльс.
Колебались: Португалия, Бургундия
Разделились: СРИ и монашеские ордены
Римская линия: Урбан VI (1378 – 1389), Бонифаций IX (1389 – 1404), Иннокентий VII (1404 – 1406), Григорий XII (1406 – 1415)
Авиньонская линия: Климент VII (1378 – 1394), Бенедикт XIII (1394 – 1423)
1409 – собор в Пизе – признал, что общее собрание церкви выше по авторитету самого папы, но папы обеих линий отказались приехать; был избран новый папа Александр V (1409 – 1410). Стало три папы (ахуенно XD) . Пизанская линия: Александр V (1409 – 1410), Иоанн XXIII (1410 – 1415) 1414 –
1418 – Всемирный собор в Констанце – низложил троих пап (1417), избрал нового – Мартина V (1417 – 1431), который правил в Риме. ВЗС существенно ослабила папство и привела к возникновению новой концепции церковного управления, отрицавшей полноту власти папы и передававшей ее общецерковным соборам. Эта концепция получила название конциларизм.
Конциларизм – учение, по которому церковь понималась как совокупность всех ее членов, которым и принадлежит верховная власть. Папы – высшие руководители церкви, но они не наделены абсолютной властью и подчинены высшей власти церкви как единого целого, чью волю выражает общецерковный собор (подобно тому, как парламент выражает волю народа в государстве) На Констанцском соборе утверждалось, что в вопросах веры, церковного единства и реформирования церкви авторитет общецерковного собора превосходит авторитет любых
церковных инстанций, включая самого папу. Другое постановление учреждало контроль над папой и кардиналами, а также была признана известная самостоятельность национальных церквей.На этом же соборе был отлучён Ян Гусс (гусситы). Убежденные, что великая схизма стала причиной распространения ересей, участники собора предприняли ряд шагов, направленных на укрепление духовного единства церкви. Учение Дж. Уиклифа было вновь осуждено, а Ян Гус, после изнурительных допросов и разбирательств, был сожжен на костре в июле 1415. В постановлении собора подтверждалось, что в вопросах, касающихся веры, церковного единства и реформирования церкви, авторитет общецерковного собора превосходит авторитет любых церковных инстанций, включая самого папу. Другое постановление, учреждало контроль над папой и кардиналами. На Констанцском соборе была также признана известная самостоятельность национальных церквей.