Ересь (от греч. «выбор») – сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения. Ереси были протестом широких масс населения против церкви и феодальных порядков. Возникали они, как правило, среди крепостных крестьян и плебейского населения городов. Общей чертой СВ ересей была вражда к существующему строю, к богатой и могущественной церкви, к папе римскому, духовенству и монашеству. Опираясь на авторитет Библии, протесты городского и сельского населения против феодальной власти, которая поддерживалась и освящалась церковью, возникали почти в каждой стране. Иногда эти ереси становились широким общественным движением.
Павликиане (предположительно от имени апостола Павла) – участники одного из наиболее значительных по размаху и последствиям еретических движений. Зародилось в VII в. в Армении, а в VIII – IX вв. получило широкое распространение в Малой Азии и европейских владения Византийской империи. Основное ядро: крестьяне и частично городские низы, хотя последователи павликиан были в разных слоях общества. Суть: вера в извечную противоположность добра и зла, царства бога и царства сатаны, духа и плоти. Земной материальный мир – это царство сатаны. Павликиане выступали против земных правителей, погрязших в пороках, против роскоши и распущенности духовенства, отвергали церковную иерархию, требовали упрощения церковных обрядов.
Манихейство – религиозное учение, основанное персидским проповедником Мани в III в., родилось из слияния раннехристианских и зороастрийских представлений о борьбе света и тьмы, добра и зла, требовало от определенного круга последователей строжайшей воздержанности в отношении питания, половой жизни, физического труда. По идеологии Мани, от царства света проистекает добродетель, покой, а от царства тьмы – жадность, зависть, ненависть, жестокость. Зло проникло в мир света и теперь сбивает людей с пути добра и благодати.
Вальденсы – последователи лионского купца Пьера Вальдо, XII в. Апеллируя к идеалам раннего христианства, выступали за ликвидацию ч/с, апостолическую бедность и взаимопомощь, а также мирскую проповедь и свободу чтения библии. Вальденсы считали, что храмы не нужны и что молитва доходит до Бога из любого места. Отвергали они и духовенство, считая, что только личные заслуги верующего дают право совершать религиозные обряды.
Альбигойская ересь (по г. Альби, где она была наиболее многочисленной) – ересь катаров (от греч. «чистый») – XI – XIV вв. – дуалистическое учение о добре и зле, об истинном (творение божье) и иллюзорном (небытие). Отказывались приписывать Богу ответственность за дела мира сего и власть в этом мире, который они считали возможным адом. Отвергали крещение, причастие, церковный брак, выступали против общественного неравенства, не признавали ч/с, отрицали необходимость власти, светской и церковной, папу считали слугой Сатаны, а весь мир и заповеди Моисея – творением дьявола. По учению альбигойцев, церковь не должна была владеть землей. В XIV веке ересь альбигойцев исчезает.
Гусситы – XV в. – последователи Яна Гусса, который считал, что церковным обрядам нужна корректировка (причащение и вином, отмена индульгенций, симонии). Был обвинен в ереси и сожжен на костре. Его последователи довели дело до войны, которая завершилась поражением гусситов, хотя католическая церковь пошла на уступки и разрешила Чехии причащаться и хлебом, и вином. Во всех остальных требованиях было отказано.
Инквизиция: 1209 – 1229 – Альбигойские войны Папа Иннокентий III (1198 – 1216) организовал крестовый поход против альбигойцев под предводительством Симона де Монфора.
1215 – альбигойцы осуждены на IV Латеранском соборе, в крупных городах юга учреждена инквизиция, началось кровавое искоренение ереси, сопровождавшееся широкой конфискацией их имуществ в пользу католической церкви и королевской власти. 1215 – папа Иннокентий III (1198 – 1216) организовал тайный церковный суд – инквизицию.
1229 – папа Григорий IX (1227 – 1241) организовал церковный трибунал, которому было поручено обнаружение и наказание всех еретиков. Начиная с середины XIII века главной деятельностью пап была уже не организация крестовых походов, а преследование еретиков. Еретиками же и ересью назывался любой протест, любое проявление свободной мысли, любое несогласие с существующими порядками.
1478 – король Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская с санкции папы Сикста IV (1471 – 1484) учредили испанскую инквизицию – наиболее жестокую из всех. 1483 - 1498 – трибунал испанской инквизиции возглавил Томас Торквемада, который стал первым великим инквизитором Испании. Его главной задачей было религиозное и политическое объединение Испании. Для этого он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции не только на Кастилию и Арагон, но и на Валенсию и Каталонию. 1484 – Севилье – общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов – выработан кодекс из 28 постановлений, регулировавший инквизиционный процесс. Процедура: допрос в присутствии секретаря и двух священников – зачитывание протокола свидетелям – арест в случае признания вины свидетелями – заведение дела – еще один допрос – сравнение показаний двух допросов – обвинение в ереси – если соглашался отречься от ереси, его примиряли с церковью, назначая наказание, в противном случае его обвиняли упорным еретиком, отлучали от церкви и передавали в руки светской власти – смертная казнь. 1492 – изгнание евреев из Испании – все евреи Испании обязаны были или креститься, или покинуть пределы страны 1502 – изгнание мавров из Испании
1542 – учреждение папой Павлом III (1534 – 1549) Священной римской и Вселенской Инквизиции 1587 – учреждение папой Сикстом V (1585 – 1590) Великой Священной Конгрегации Римской и Вселенской Инквизиции. В таком виде просуществовала до 1908 года. 1600 – в Риме сожжен Джордано Бруно 1633 – в Риме Галилео Галилей отрекся от учения Коперника (в 1992 реабилитация Галилея) 1820 – упразднение инквизиции в Португалии 1834 – упразднение инквизиции в Испании 1908 – папа Пий X (1903 – 1914) переименовал это ведомство в Священную Конгрегацию Священной Канцелярии 1967 – папа Павел VI (1963 – 1978) переименовал Священную Канцелярию в Священную конгрегацию доктрины веры, существующую и поныне.