Теория двух мечей – средневековая политико-теологическая доктрина католической церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти (папская теократия). В католической церкви есть два меча: духовный (слова священников) и светский. Оба меча принадлежат церкви. Духовный меч она держит рукой духовенства, а светский для нее и под ее контролем держит рука светского властителя. В основе ТДМ – аллегорическое истолкование Евангелия от Луки и беседы Иисуса Христа с апостолами на тайной вечере.
Эти идеи формулировал еще в VII веке испанский святой Исидор Севильский.
XII в. – учение св. Бернара о том, что оба меча должны быть в руке папы. При этом светский меч принадлежал ему, но сам он, своей рукой (как апостол Петр, которому были вручены эти мечи) не должен был им пользоваться.
Таким образом, ТДМ в Средние Века была поглощена представлением о религиозной миссии государства В XI – XII вв. во время борьбы империи и папства за инвеституру ТДМ нашла отражение в Dictatus papae, который в лаконичной и почти безапелляционной форме утверждал исключительность римской церкви и положения в ней папы. Согласно документу, РЦ была:
- основана самим Богом
- только римский папа вправе называться вселенским (2),
- папа вправе низлагать императоров, назначать и смещать епископов
- издавать новые законы, образовывать новые епископства, делить богатые епископства и объединять бедные
- власть папы выше власти вселенского собора, никто не может судить папу.
18.11.1302 – булла папы Бонифация VIII (1294 – 1303) в период полемики с французским королем Филиппом IV Красивым – догмат о папском превосходстве и во внутрицерковных делах, так и во взаимоотношениях папства со светскими государями, основанными на ТДМ. Декларирует единство церкви и что вне церкви нет спасения.
В XIV – XV вв. ТДМ стала реже использоваться в политических и правовых дискуссиях и постепенно утратила свое значение.
Вормский конкордат 1122 - Генрих 5 отказался от инвестирования епископов посохом и кольцом, обязывался признавать выборы епископов, осуществлённые по каноническим правилам. Папа согласился с тем, что избрание епископа проводилось в присутствии короля или его представителя. Достигнут невыгодный для обоих сторон компромисс. Но в большей степени выиграло папство.
Итоги:
А) признание двойственности положения епископов: светская власть наделяла епископа мирскими обязанностями (сбор армии, сбор налогов, владение землей), а церковная власть наделяла его знаками власти духовной (перстень – как символ обручения Христа с церковью и посох – как символ апостольской власти).
Б) разграничение инвеституры в Германии, Италии и Бургундии.