Западные отцы церкви:
В 312 году произошел раскол в западной церкви. Донаститы, циркумцеллионы (бродящие вокруг хижин). Споры среди донатистов, борьба остальной западной церкви, соборы, полемика Августина постепенно ослабляли донатистов. Но прервался процесс в 429 с взятием Карфагена вандалами. До 529 года шла борьба с пелагианством. Сам Пелагий называется его оппонентом св. Августином vir sanctus. В 529 осужден в Оранге.
4 великих латинских отцов церкви:
- Амвросий Медиоланский (Церковь должна быть независимой. «Император стоит внутри Церкви, а не над ней»)
- Августин («О граде божьем» (два града – бога и дьявола, на земле они переплетаются и иногда не ясно, где грешники, а где праведники. Опирался на неоплатонизм)
- Иероним (Считал восточные догматы греческим мудрствованием)
- Григорий 1. Папа Римский (1-го Вселенского Собора утверждал высокие права римского епископа наряду с другими тремя митрополитами — Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. На Западе Римская Церковь находилась в условиях более благоприятных, чем Восточная)
Укреплению власти римского папы на Западе и распространению его влияния на Востоке сильно помогли
- его положение в древнем Риме, столице всемирной империи,
- сознание, что Рим есть место кончины двух великих апостолов и погребения их и
- теория о примате апостола Петра в Церкви, унаследованном от него епископом Римским, единство всего древнего мира под владычеством Рима и
- влияние римского христианства на мир, которое также универсально, как и империя.
- Римская Церковь оправдала себя в представлениях о ней нахлынувших на Запад диких народов.
При папе Григории Великом (590 – 604) влияние папы распространяется далеко за пределы Рима – в Галлию, Испанию, Великобританию Наличие этой власти обусловило отношения между императором и папой, отличные от таковых между императором и патриархом. Папы меньше подчинялись императору и даже могли противостоять ему в догматических спорах (так, представители западной церкви не подписали эдикт императора Юстиниана, направив против него полемическое сочинение «В защиту трех глав» епископа Факунда Гермионского). В 607 году папе Бонифацию III удается получить от императора Фоки эдикт, по которому римский епископ должен был считаться главой церкви. В 728 году папа Григорий II и лангобардский король заключают договор о даровании Рима и нескольких городов Лация апостолам Петру и Павлу, что становится основой для формирования папского светского государства. Правители Италии были вынуждены мириться с такой властью Римской церкви. Так, Пипин Короткий в благодарность за полученное от папы Захария королевское миропомазание отдал РЦ все земли, отвоеванные у лангобардов (755 – патримоний св. Петра в Лацио) и часть Равеннского экзархата. Таким образом, в 756 году папа становится фактически светским правителем Рима. Сенат сохраняется, но все римские магистраты должны клятвой подтверждать свою верность римскому престолу. Для оправдания светской власти пап создается документ «Константинов дар», согласно которому Константин Великий даровал римскому папе Сильвестру знаки императорского достоинства, Рим, Италию, все западные страны, а также предоставил папе главенство как над четырьмя кафедрами – АЛ, АХ, ИЕР, КОНСТ, – так и над всеми христианскими церквами во вселенной. Папа Адриан I (772-795) объявил в 777 году все пожертвования РЦ, сделанные Пипином и подтвержденные Карлом, восстановлением дарованного папе Сильвестру императором Константином Великим права верховной власти над ЗРИ главе римской церкви. Преемник Адриана Лев III (795-816) с согласия всего римского народа короновал Карла Великого в 800-м году. Римская империя вернула себе императора, но он был уже помазанником папы. В IX веке появились Лжеисидоровы декреталии, имевшие своей целью с одной стороны, полное освобождение церковного правительства от мирского, а с другой – совершенное подчинение последнего первому. Карл же собственноручно, в обход пап, короновал своего сына Людовика Благочестивого. Папы же хотели поставить императоров в зависимое положение. Начиная с IX века папство находилось в зависимости от светских правителей: сначала франкских королей, потом императоров Германии. В период с 955 по 1057 год из 25 пап 5 были свергнуты и 12 возведены на престол. С середины X века началась борьба империи и папства за примат.