КОПТЫ. После некоторого пиздеца Петр Монг, монофизит, при поддержке Зенона стал патриархом Александрии. С тех пор до 570 г. Александрия оставалась в руках монофизитов. После смерти Тимофея IV два лагеря: один за епископа Гаину, другой за Феодосия. Юстиниан поддержал Феодосия, но не сложилось. Феодосий не пошел на уступки. Тогда осуждение трех глав. В итоге, православный Апполинарий – патриарх Александрии. Епископам-монофизитам нельзя появляться в столице.
С этого момента начинается становление двух параллельных ветвей: православной (мелхиты) и монофизитской (копты). Первым коптским патриархом в собственном смысле слова был Петр IV (576). С 580 года фактически параллельные Александрийские патриархаты. С 6 века все больше и больше расколов и ересей внутри коптов. большинство расколов и ересей объясняются слабым управлением Коптской Церкви, потому что из-за трудного положения монофизитской Патриархии, находившейся иногда в вынужденном вдовстве, любой епископ или даже отдельная церковная община могли создать независимую монофизитскую группировку. В целом, резких выпадов не было, и церкви проявляли друг к другу относительную терпимость. Весь VI век идут обвинения и споры между монофизитами Египта и Сирии. В 616 году возобновление общения двух церквей и торжественная литургия 2 патриархов. В 619 персы берут Египет и отдают все конфискованное имущество православных монофизитам. Через 4 года Ираклий возвращает Египет. Но с монофизитами теперь очень натянутые отношения. Ираклий приказывает разработать миафизитство. Официально все согласны, но нормально не закрепилось и в вскоре после арабского завоевания в 641 исчезло. Православные Александрии были изгнаны, а ставка сделана исламом на коптов. Мусульмане относились к коптам презрительно, но не жестили. С VIII века жопа и раскол с Сирией о 825 г.
Патриарх Христодул (1047–1077) издал кодекс в 31 правило, который до сих пор служит для Коптской Церкви ценнейшим источником канонического права, боролся с симонией, начавшей принимать официальный характер при его предшественнике, ввел причащение младенцев сразу же после крещения. При нем кафедра коптского патриарха была окончательно перенесена из Александрии в Каир. С 1250 мамлюки правят в Египте. Опять жопа. С середины XIX столетия начинается новая страница в истории Коптской Церкви. Деятельности патриарха Кирилла IV (1854–1861) Церковь обязана открытием школ, новых храмов, возрождением церковной прессы, число епархий возросло с 10 до 20 В это время возникло движение реформаторов церкви. В 1873 они создают национальный совет, который должен продвигать это дело. В 50-е кризис коптов, когда 10 тысяч покидают церковь и переходят в ислам. Плюс Рим давит. В 1959 избирается Кирилл 6. Он стабилизирует ситуацию.
ЭФИОПЫ. С самого начала эфиопы – часть коптской церкви. Первым епископом Эфиопии был Фрументий (330–340). В V–VI вв. коптские монахи, прибыв в Эфиопию, реорганизовали существовавшую там местную церковь, и с тех пор копты усиливают свое влияние в этой стране. С VII в., когда коптский патриарх Вениамин I (620–659) поставил первым абуну Эфиопии Кирилла, иерархи в этой стране были коптами до 1951 г. Лишь в конце XIX-го века добились от коптского Патриарха Кирилла V хиротонии 3-х архиереев для Эфиопии. В 1929 году Патриархия согласилась на хиротонию пяти эфиопских архиереев. В 1959 году Эфиопская ортодоксальная церковь стала полностью независимой от Коптской, а её предстоятель был возведён в сан Патриарха.
ЗАПАДНЫЕ СИРИЙЦЫ (СИРО-ЯКОВИТЫ) Восточные сирийцы – несториане (Ассирийская церковь Востока). Западные сирийцы – монофизиты. Та же история с параллельными кафедрами Константинополя и монофизитов. Но, в отличие от коптов, западно-сирийская церковь ослабла в VI веке. Казалось, вымрет под нажимом Константинополя.
Яков (Барадей) Эдесский – апостол монофизитства. Однако сам Яков не стал патриархом. Своим приемником он назначил Сергия, который одновременно с ним был рукоположен в епископы на кафедру в Бостру (город на юге Сирии). Монофизиты называют его патриархом Антиохийским.
В 629г. с одобрения монофизитского антиохийского патриарха Афанасия Погонщика был поставлен "великий митрополит", или "католикос", или «мафриан», юрисдикция которого включала более двенадцати диоцезов Востока.
7 век – время арабского завоевания. Яковиты тепло встречали мусульман, так как те на первых порах относились к христианам терпимо. На смену относительно терпимым Омеядам в середине 8 века пришли Аббасиды. Они были куда менее терпимо настроены по отношению ко всем христианам. Удачные походы византийцев во второй половине 10 века только подлили масла в огонь. Мусульмане мстили яковитам за свои поражения. После взятия Антиохии Византией, в 969 году антиохийский патриарх переехал из города в монастырь. Впоследствии, кафедра яковитов перемещалась по различным монастырям. Сейчас находится в Дамаске.
Однако 12 век – вершина развития. Вплоть до Средней Азии. Всего – 20 митрополий и более 100 епархий. В этот период Церковь имела прекрасные богословские, философские, исторические школы и школы гуманитарных наук, занимавшие выдающееся место в истории христианской письменности яковитов. Патриарх Михаил I (1166–1199) составил свою знаменитую “Хронику” — главнейший источник сведений по Яковитской и Несторианской Церкви.Самое сильное волнение в Яковитской Церкви имело место с 1292 по 1495 гг., когда возник невиданный раскол, давший сразу четырех патриархов. Раскол был преодолен только при Игнатии 12.Нашествие Тимура нанесло решающий удар по Яковитской Церкви (ок. 1400). С этого момента начался постепенный упадок ее былого величия и значения. Богословие иссякло, монастыри пришли в запустение, древний литературный язык почти вышел из употребления. Давление Рима + Несмотря на репрессии со стороны Порты, патриархат устоял.С 1783 г. сиро-католический патриарх уже носит титул Антиохийского вместо Алеппского (приемник Антиохийского патриарха аллепский архиепископ Михаил был тайным униатом и после своего избрания объявил себя им открыто). В 1830 году католики получают официальное признание Турции. На данный момент насчитывается 8 епископов-униатов.
АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Мало сведений о начале, ибо алфавит появился только в V в. Таким образом, Григорий Просветитель не насаждал христианство, а уже трудился в конце III и начале IV вв. над распространением и устройством Армянской Церкви. Традиционная датировка принятия христианства – 301 г. Григорий стал первым католикосом Армянской церкви и ввел традицию наследования кафедры (он был женат). В 387 г. царем персидской части было приказано епископам выбрать католикоса без рукоположения Константинополя. С тех пор католикос стал патриархом и хотя первый патриарх Исаак Великий пытался уладить отношения с К-лем, процесс отделения в спять было не повернуть. В 616 году иранский шах созвал собор, на котором он приказал всем подвласным христианам исповедовать монофизитство. При императоре Ираклии 2 был начат поиск компромисса. Армяне признали 4 собор (а на 3 просто не присутствовали). Но поместный собор 650 года не признал его, а Трулльский собор 692 года, осудивший ряд канонов армян, привел к полному разрыву унии. Диалог между церквями все же продолжался. Но чрезмерные притязания армян и византийцев в вопросах административных и юрисдикционных привели эти переговоры к полной неудаче.
Захват Константинополя крестоносцами (1204) исключил всякую возможность соглашения византийцев с армянами, хотя первые и пытались инициировать переговоры из Никеи дважды.Армянская Киликия считала крестоносцев своими союзниками и покровителями в борьбе с врагами. Значительная часть армян оказалась на территории Эдессы. В конце концов, католикос Григорий 3 согласился ввести у себя обрядовые обычаи Римской Церкви. Был принят и филиокве. В 1199 году князь ормян был коронован Майнцским архиепископом.
В настоящее время по каноническому устройству единой Армянской апостольской церкви, существуют два католикосата — Католикосат Всех Армян и Киликийский.. Существуют также два автономных патриархата ААЦ — Константинопольский и Иерусалимский, канонически подчиняющиеся Католикосу Всех Армян.