IV ВС – 451 – Халкедон – Маркиан – Монофизитство. Монофизитство – учение последователей Кирилла Александрийского, доведших его учение до крайности. Учение о единой природе во Христе, т.к. при слиянии божественной и человеческой природы от последней ничего не остается (1 природа, 1 ипостась). Основатель монофизитства – Евтихий, константинопольский архимандрит.
В 449 году - разбойничий собор в Эфесе, на котором под давлением сторонников монофизитов это учение было признано правильным. Собор не прошел проверку временем, поэтому был созван еще один. На IV ВС монофизитство подвергли критике.
Решение:
- принята формула папы римского Льва I о том, что нельзя разделять две природы Христа, также как нельзя их и сливать. В Христе важны две природы, и он должен был возвысить в себе человеческое до божественного. 2 природы – 1 ипостась.
- осуждение монофизитства и несторианства: Иисус истинный Бог и истинный человек, единосущ по Божеству и по человечеству, познаваемый в двух природах НЕСЛИЯННО, НЕИЗМЕННО, НЕРАЗДЕЛЬНО, НЕРАЗЛУЧНО - приняты 4 эпитета о природе Христа: неслиянно, нераздельно, неизменно и неразлучно
- - раскол церкви
Современные монофизитские церкви сохранились у армян, коптов и эфиопов.
V ВС – 553 – Константинополь – Юстиниан I – попытка компромисса с монофизитами, которые преобладали среди священнослужителей важных для Византии восточных провинций (Египет - копты, Сирия и Палестина, союзные государства Кавказа). Феодора поддерживала монофизитов, Юстиниан её послушался и назначил патриархом епископа Анфима, сочувствовавшего монофизитам - недовольство Рима, смещение Анфима, т.к. начались готские войны, и нужна была поддержка запада.
Вопрос о трех главах
– О трех церковных писателей V в.: Феодоре Мопсуестийском, Феодорите Кирском и Иве Эдесском, которые, несмотря на свой несторианский образ мыслей, не были осуждены на Халкидонском соборе. Юстиниан издал указ, подвергающий анафеме сочинения этих трех писателей?)
- Критика платонизма, оригенизма, несторианских учений
Решение:
- Феодор осуждён, остальные были помилованы, т.к. отказались от своих учений - осуждение платонизма, оригенизма (апокатастасис), несторианства
- Осуждение сочинений «трех глав»
- Признание безусловности православия Кирилла Александрийского
Итог: монофизиты не совсем удовлетворены собором, привлечь их Юстиниану не удалось.
VI ВС – 680-681 – Константинополь – Константин IV – Монофелитство. Христос имел две разных сущности: божественную и человеческую. Но имел единую божественную волю и как Бог, и как человек. Монофелитство – попытка выработать компромисс между монофизитством, православием (2 природы и 2 ипостаси) и византийским правительством. Итого: в Иисусе два естества: Бога и человека, но одна божественная воля. Монофелитство – искусственно созданное учение о едином волении во Христе. Возникло при императоре Ираклии и создано Константинопольским патриархом Сергием с целью примирить христиан, который признавал две природы во Христе, но предлагал обратить внимание на волю (божественную или человеческую). Утверждал, что воля во Христе одна – компромисс с монофизитами. Когда компромисс был найден, территории, заселенные монофизитами, завоевали арабы (блялол). Потребность в компромиссе отпала, в то время как церковь была против новой ереси.
Решения:
- осуждение монофелитства
- признал в Христе два естества – божеское и человеческое и две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна воле божественной
- воли объединены неразлучно, неизменно, неслиянно, нераздельно