Вселенский собор сочетал несочетаемое: церковь и государство. ВС – собрание епископов со всей ойкумены, на котором решались догматические споры. Догмат – положение, принимаемое на веру, что-то вроде аксиомы; направлен на положения, которые искажают веру. Задача: охранять веру от неправильного понимания. Константин – первый христианский император, стремившийся сделать так, чтобы церковь занимала особое положение (возврат конфискованного имущества, церковь – понятие юридич. лица). Спор между епископами по поводу христиан, отрёкшихся во время гонений от христ-ва и согласившихся на сотрудничество с имперскими властями (донатизм). Чтобы передавать имущество правильной церкви, введён термин кафолическая церковь – всеобщая, церковь большинства христиан и правильная дли императора.
Вопросы:
- догматические (вероучение)
- каноны (нормы церковной жизни для клириков), обладавшие святостью.
Ересь (от греч. слова «выбор») – сознательное отклонение от общепринятого вероучения, иной подход к религиозному учению, влекущий за собой богословский споры. Необходимость разрешить эти споры приводит к тому, что появляются соборы христиан для обсуждения этих вопросов.
I ВС – 325 – Никея – Константин – Арианство. Арианство – учение священника Ария, который пытался логически обосновать положения христианства. Пришел к мысли, что бог-отец и бог-сын имеют разную сущность и что Христос был не рожден, а сотворен богом. ХРИСТОС ПОДОБНОСУЩЕН БОГУ-ОТЦУ. Он посредник между Богом и людьми (епископ Афанасий Александрийский против Ария). Собор насчитывал более 300 членов, епископы, священники из разных концов РИ. Протоколов, актов не сохранилось, основной источник – произведение Евсевия Кесарийского, сторонника арианства. Сам Арий на соборе не присутствовал.
Решения:
- подготовлена форма «Символ веры», чтобы записать основы веры. Такие тексты раньше составлялись разными людьми, и их решили упорядочить и упомянуть проблему, которую поднял Арий.
- бог-сын признавался единосущным отцу (формулировка Константина – «единосущный»)
- подчеркивалось, что бог рожден, а не сотворен
- Отец единосущ Сыну, Сын – Отцу, Отец и Сын – единая сущность (гомоусис).
После I ВС ариане снова стали заявлять о себе и предложили изменить слово «единосущный» на «подобносущный», но Афанасий Александрийский был против, и правка не прошла.
II ВС – 381 – Константинополь – Феодосий I – Арианство, духоборчество. Феодосий – первый крещённый император и первый отлучённый за расправу с восставшими фессалоникцами (Амвросий Медиоланский).
Пневматомахия (духоборчество) – учение о том, что святой дух – это нечто сотворенное, т.к. в священном писании появляется лишь несколько раз. Филиокве: св. дух от отца и сына. 2 ВС: св. дух и сын от отца. НЕ ЗАПУТАТЬСЯ.
Решения:
- учение о трёх ипостасях в одной природе
- признавалось, что святой дух стоит на той же ступени, что и сын и происходит он от отца
- был принят обновленный текст «Символа веры» - Никейско-Константинопольский текст. Он объявлялся законченным и не мог быть изменен
- формирование модели троицы – 2 природы, 1 ипостась, т.е. троица – единый бог
- был установлен статус епископа К-льского как епископа Нового Рима, вторым по чести после Римского епископа, обойдя епископа Александрийского, до того, считавшимся первым на Востоке и носившего титул «папа». В результате образовалась пентархия – пять главных епископских кафедр (поместных церквей) христианского мира: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим.