Одной из причин был кризис языческого самосознания. Образованных людей языческие культы не могли их удовлетворить.
Причины:
- Сама мифология достаточно примитивна.
- Загробная участь в большинстве случаев будет печальной.
- Развивается безверие (соблюдают культ, но не вкладывают элемент веры).
- Императорский культ не получил должного распространения
Христианство - религия для всех. Само вероучение сложно, трудно объяснить, но люди чувствуют, что кроется нечто большее, чем языческий культ.
Предпосылки распространения христианства:
- Единое государство - Римская империя.
- Единый язык - греческий (древнегреческий).
- Апостолы были из еврейской среды, а евреи имели диаспоры в разных городах Империи.
Христианство зародилось в первой половине 1 века до н.э. в римской провинции Палестина во времена Тиберия как секта во главе с божьим помазанников, проповедовавшим идеи покаяния, близкого конца мира, божественного суда, добра и любви к людям.
Новое мироучение стало распространяться среди низших и обездоленных слоёв населения Вост. Средиземноморья и проникло в Рим.
Распространение проходило через миссионерскую деятельность последователей основателя новой религии, из которых активные – апостолы Пётр, Иоанн, Павел. История про Христа (казнён – по политическим причинам, рили – религиозным)
Разработка богословия через использование положений греч. философии, римского стоицизма, традиций иранской и т.д. религий. К концу I в. христианство окончательно выделилось из круга религиозных представлений иудейства. К нач. II в. в основных чертах сложилась евангельская традиция происхождения. новой религии, были составлены главные книги будущего Нового Завета. Определяющий идеал ранних христиан – единство в отношении к миру, друг другу и в хозяйственной жизни. Вслед за апостолами начинается распространение христианства их последователями (Палестина, Сирия и т.д.). Братья и сестры – самоназвание. Сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке назвали христианами (христиане-иудеи не решались взять себе новое имя). Результатом деятельности Апостолов стало возникновение христианских общин во многих районах империи. Евхаристия (а-ля таинство).
В крупнейших городах оформились центы христианства, в IV – V вв. - Пентархия – пять главных центров христианского мира.
- Рим – связан с апостолом Петром, который воспринимался как первый папа.
- Константинополь – столица Восточной Римской Империи.
- Александрия
- Антиохия – город в древней Сирии, где последователям Христа впервые было дано имя «христиане»
- Иерусалим
Внутреннее устройство Церкви: Структура появилась не сразу. Сначала харизматическая организация, потом иерархическая структура. Должности: епископы, пресвитеры, дьяконы. Избирались и ими могли стать желающие из общины. С IV века – учебные заведения, без которых нельзя + возрастной ценз.
Изначально епископы исполняли и пресвитерские обязанности, а не только надзор. Без епископа нет Церкви. Кто не с епископом, тот не с Христом. Все епископы равны между собой, но преимущество отдают епископам крупных городов. Священники (пресвитеры) и диаконы рукополагаются епископом. Пресвитеры служат в одном храме и являются наставниками прихожан. Диаконы изначально были посредниками между епископами и паствой. Потом стали помощниками священников при богослужении. Епископы одной провинции стали съезжаться на собор (решение канонич. и догматических вопросов). Соборы проводились в центрах провинций – метрополисах, митрополиты – епископы центров провинций. На Соборах принимались каноны – церковные законы, имеющие общецерковный характер.