За время правления Мухаммада и праведных халифов – 30/40 лет – ислам превратился в религию всего Среднего и Ближнего Востока, а также северной Африки. При Мухаммаде верили в скорый конец света.
Как сказал Бартольд: «теократия легла в пески Аравии вместе с телом пророка».
Нужно было разрабатывать концепцию управления обществом. Происходит сакрализация власти. Ислам не признаёт посредников между Аллахом и человеком, отрицает церковь, поэтому выход находят в особом почитании властителя либо героического собрата по вере. Считалось, что несколько «махди» (ведомых истинным путём) подготовят народ к Страшному суду и победят Даджада («жулика»).
Махди несёт инструкции Аллаха и приходит от него и от общины – так появляется махдистское движение.
После смерти Мухуммада появились многочисленные лжепророки (Тальха, Саджах, Маслама), но к 633 году все они были устранены.
После Абу Бакра и Омара, которого убил раб, халифом стал один из Омейядов - Осман
Ши-а – группа сторонников. Шиайя – шииты. Это исключительно политическое движение в поддержку Али – зятя Мухаммада. Т.е. они считали, что халифом может быть только потомок Мухаммада, его дочери Фатимы, внуков Хасана и Хусейна, т.е. хашимит. (Сейчас живёт 34-37 поколения хашимитов, они правят Марокко и Иорданией). Осман был убит в ходе мятежа, Муавия объявил, что Али причастен к убийству и началось столкновение, хотя после битвы решили договориться.
«Хараджа» - выходить. Хариджиты – те, кто числом в 12 тыс. воинов объявил Али в соглашенчестве и вышел из шиитской общины в 657 году и разработали свою концепцию крайней общинности. Халифом при ней мог стать любой выбранный человек. Халиф – слуга народа, а не вождь. Хариджитов стали травить, они ушли в подполье и в одну из пятниц января 661 года один из них убил халифа Али.
Пришедшие к власти Омейяды (661-750) поддержали суннизм, просто потому, что не имели к Мухаммаду никакого отношения. Шиизм поддерживался Фатимидами и Сефевидами, но на них организовывались гонения.
После Мухаммада оба аспекта государственной власти уже не были равны теократии.
В 685 году в Куфе началось восстание под шиитскими лозунгами, его возглавил Мухтар, ставший правителем почти всего Ирака, однако в 687 году восстание было подавлено Одновременно в Центральной Аравии активизировались хариджиты – в 687 году они взяли Мадаин (бывший Ктесифон), но в 692 году были разбиты. На востоке хариджиты были разбиты лишь в 697 году Новое восстание продолжалось с 717 по 720 гг.
В 739 году в Северной Африке восстали Берберы, разгромленые только в 742 году.
Ещё в 720-х годах Аббасиды (потомки дяди Мухаммада – Аббаса) задумали возвести на престол род Али и составили тайную программу – «жёлтый список». В 40-х годах в Средней Азии началось восстание Абу Муслима, в 747 году халифские войска были разбиты под Мервом, в 750 году Омейядов удалось свергнуть, но престол заняли сами Аббасиды.