В начале XVI века государственный механизм Вьетнама стал давать сбои, при дворе начали множиться заговоры, чиновники на местах стали творить беззаконие, власть стала опираться на армейских командиров.
В 1510 году разразилась война за престол, в ходе которой реальная власть перешла к главнокомандующему армией вуа. В 1512 году после засухи и «великого голода» восстаниями была охвачена вся дельта Красной, наводнения стали особенно разрушительными, дамбы не строились.
В 1516 году разразилось одно из крупнейших восстаний в истории страны – «Живого Будды» и «крестьянского царя» Чан Као.
Вместе с Чан Као восстанием руководил Фан Ат, выходец из Тямпы, слуга одного из членов рода Чинь. Центр восстания находился в буддийском храме Куинь лям, где Чан Као провозгласил себя "живым Буддой". В том же году, используя дворцовые распри и обострение усобиц, восставшие, поддержанные горожанами, захватили столицу – Тханглаунг - и провозгласили Чан Као императором. После упорных боев с правительственными войсками Чан Као сдал столицу и перешел к партизанской борьбе. Он сумел нанести поражение регулярной армии, но силы восставших были уже подорваны. После гибели Фан Ата Чан Као передал власть сыну Кунгу и постригся в монахи. Восстание продолжалось в горах до 1524, где и было подавлено правительственными войсками.
Вуа сам водил войска на восставших, но властью уже фактически обладали представители Нгуенов, Чиней и Маков, вокруг которых группировались «сыновья ставки» - армейская верхушка. В 1527 году Мак Данг Зунг сверг династию Ле Шо и основал династию Мак. Все его заботы были направлены на укрепление армии, полководцы разных областей начали получать титулы куок-конгов, что давало им административные права.
В 1533 году Нгуен Ким провозгласил вуа одного из членов лома Ле, основав династию Верхних Поздних Ле (Ле Мат), правивших до 1788 года. Началась борьба с Маками. Опорой Нгуен Кима была провинция Тханьхоа.
В этот период сокращение гражданской администрации, а ergo, и уменьшение эксплуатации, возросшая боеспособность дружин Нгуен Кима, Мак Данга и других, а также отток крестьян из разорённой Маковской Дельты в южные области, во владения Нгуенов, серьёзно затормозили новую вспышку восстаний.
Маки, пользуясь многочисленностью жителей Дельты, воссоздали регулярную массовую армию, но это окончательно подорвало их экономику, и в 1593 году, сдав оставляемую крестьянами столичную область Чиням, Маки отступили с наиболее боеспособными частями в северный горный Каобанг. Китай их поддерживал, потому что они раньше отдали им небольшие земли к северу от Каобанга, однако Чини добились признания Ле законной династией, пообещав не трогать Маков.
В 1599 году Чини добились передачи им всей военной и гражданской власти в Дайвьете и титулов тюа. В госаппарате Дангчаунга административные функции были тесно переплетены с военными и экономическими.
Нгуены (Дангнгоай) же допускали к экзаменам всех, кто мог подготовиться.
В общем, страна до конца XVIII века осталась разделённой и ослабленной.