Сельская община развитых регионов Индии была социально многослойной и определяющим в ней был кастовый признак. В средневековье 4 варны постепенно трансформируются в касты (джати), в которых люди были объединены
- родом наследственных занятий;
- этническим происхождением;
- особенностями верований и обычаями;
- особым, отличным от других, социальным происхождением;
- эндогамной замкнутостью.
В основе кастового деления лежит общественное разделение труда на производительный и разные виды непроизводительного, однако за тем всё большую роль стали играть социальные факторы и конкретные исторические обстоятельства.
Верхний слой общины составляли полноправные общинники, владевшие обрабатываемой землёй и платившие налоги и подати.
Подчинёнными по отношению к ним были постоянные ремесленники и слуги, которые полностью содержались общиной.
Низший слой составляли низкокастовые арендаторы земли у общинников – они платили не менее половины урожая, могли быть согнаны в любой момент и были зависимы в плане орудий труда. Их можно причислить к эксплуатируемому слою.
Имелась также группа наёмных работников, которых от рабов отличала 1/10 - 1/20 часть урожая, которую они получали помимо пищи.
Люди, включённые в варновую систему, считали предопределёнными к свободной жизни, а вневарновые рассматривались как потенциальные рабы. Рабы получали от хозяина только пищу и раз в год кусок ткани на набедренную повязку или сари.
Занятие определённым видом деятельности было закреплено кастово и постепенно сложилась система джаджмани – внутриобщинного натурального обмена, что исключало её из сферы товарно-денежных отношений и делало весьма независимой от внешнего мира. Эта система также обеспечивала поддержание определённого образа жизни и разделения труда.