В эпоху Нара и Хэйан землевладение в Японии развивалось в форме государственной надельной системы и крупной частнофеодальной вотчины (сёэн). Официально надельная система вводится в начале VIII века – в 702 году её нормы были закреплены в кодексе «Тайхорё». Вся земля объявлялась принадлежащей государству, а каждый двор получал во временное пользование надел по количеству мужчин старше 6 лет. На мужчину выделялось 2 тана земли (1 тан ~0,12 га), на женщину – 2/3 этого количества. Каждые шесть лет земля перераспределялась.
Налог уплачивался зерном, изделиями ремесла и в виде барщины (до 100 дней в году).
Уход крестьянина от надела или отказ от него карался, т.к. уменьшал налоги и сборы.
Размер держаний знати зависел от титула или занимаемой должности, но они во много раз превышали крестьянские. Наделы могли быть «ранговые» и должностные – на срок службы, а также пожалованные за «заслуги перед государством», т.е. за участие в перевороте Тайка, и жалованные императором – первые давались на 1-3 поколения, в отдельных случаях, как и жалованные – пожизненно.
К наделам знати приписывались крестьянские дворы, количество которых в зависимости от ранга менялось от 100 до 800, и в зависимости от должности – от 300 до 3000. Число дворов, приписываемых за заслуги, не регламентировалось. Половину налога приписанные крестьяне должны были отдать в казну, половину – феодалу, а подать и рабочая повинность целиком шли феодалу.
Сёэн первоначально возник при осушении земель и поднятии нови аристократией или церковью, а также на основе переданных им рисовых полей. Численный рост таких земель имел место во второй половине VIII века, а с 859 года появляется термин «тато», что означало огораживание земель. Наиболее распространённой формой возделывания огороженных участков был годичный подряд, который со временем мог превратиться в собственность подрядчика – т.н. «именное поле».
На протяжении всего VIII века, а в особенности с 70-х годов, надельная система приходила в упадок – крестьяне разорялись и становились батраками, чиновники стремились захватить земли. Было решено давать ссуды крестьянам из зерновых фондов (того, что осталось после отправки налога в столицу), но и эту идею испортили недобросовестные чиновники.
Крестьяне имели два выхода из ситуации – либо становиться разбойниками (что мы видим уже в IX веке, например, на острове Кюсю), либо переходить в частнофеодальные вотчины, которые обеспечивали защиту от государства, усиливая личную зависимость от владельца сёэна.