Для начала, коротко расскажу о 7 веке. В это время произошло очень важное событие в истории Византии: она смогла устоять под натиском варваром и не потеряла свою государственность, хотя территория империи значительно сократилась.
В 7 в. в Византии ещё преобладали рабовладельческие отношения, а с 8 века начались перемены, о которых и следует поговорить.
С 8 по 9.
В это время в Византии наступила эпоха рассвета, взлета её могущества и культуры. По своему общественно-политическому строю Византийская империя представляла собой отныне вариант средневекового гос-ва, сочетавшего традиции позднеримской государственности, следы влияния восточных деспотий и признаки феодальных монархий ЗЕ. Однако к концу этапа Византия вновь столкнулась с серьёзными проблемами, связаны они были с вторжениями врагов.
Экономическое положение империи: Крупные перемены произошли прежде всего в аграрной сфере. Подобно ЗЕ, Виз. тоже пережила период относительного экономического и социального преобладания деревни над городом. В буре варварских нашествий, в условиях ослабления центральной власти свободное крестьянское землевладение стало основной формой земельной собственности. Колонат исчез. Количество крупных имений сократилось, принадлежали они в основном церкви.
Соседская община переживала время интенсивного развития. Деревня поднималась, окрепшее крестьянское хозяйство производило значительные излишки продуктов земледелия. В результате укрепления собственности общинника на пахотный участок он стал близким к ЗЕйскому аллоду.
В деревне возник слой зажиточных крестьян, с одной стороны, и разорившихся, с другой. В итоге многие вынуждены были наниматься на службу к богатым, или уходить в город.
Существенно иным было положение городов. Набеги варваров, разрыв торговых связей, сокращение спроса на дорогие изделия со стороны обедневшей и сократившийся знати ударили по экономике города. Мелкие и средние города, аграризировались, а ремесла, в свою очередь, «загнулись», торговля почти замерла.
Однако упадок городов не был абсолютным. Некоторые крупные города за счет потребностей двора, заказов на вооружение армии и флота, спроса иноземцев на предметы роскоши остались на плаву. Например, Константинополь, Эфес, Фессалоники, Никея.
Военно-административные реформы: радикальные перемены произошли в структуре провинциального правления. Положение требовало усиления власти на местах и укрепления боеспособности армии. Границы подверглись перестройке, образовывалсиь провинции – фемы, а вся полнота власти передавалась наместнику - стратигу.
Ядро войска фемы составляли стратиоты – воины-крестьяне, как правило, достаточно состоятельные, чтобы вооружить себя. В 8 в. воинская служба стала наследственным жребием внесенной в каталог семьи. Чтобы популизировать службу с семей снимали большинство налогов, кроме поземельного и отработок в пользу казны, более того, государства предоставляет поселянам землю за несение службы. Впоследствии, многие славяне получили землю за службу.
К середине 9 в. фемный строй утвердился во все Империи, но тут вскрылась серьёзная проблема. Заключалась она в том, что стратиги крупных фем обрели огромную власть и начали даже воевать друг с другом. Императоры приняли меры и, начиная с 8 века, дробили фемы. Это вызвало недовольство и выливалось в восстания, один раз к власти пришел стратиг Лев 3 (нач. 8 в.).
Внешняя политика: Три главных врага: протоболгары, славяне и арабы. В 681 г. свое право на бывшие земли Византии предъявляет Болгария. Основана она была ханом протоболгар Аспарухом, пришедшим из Призовья. Уже в 681 г. Византия платила ежегодную дань.
С к. 7 до сер. 9 её войска много раз вторгались на земли Византии, доходя до стен Константинополя, угрожая ему захватом.
Наиболее опасным врагом на востоке были арабы. В 670-х они не раз подступали к Константинополю, осаждая его с суши и с моря. Тогда византийцы впервые применили «греческий огонь».
В 718 г. Лев 3 отбросил арабов, целый год осаждавших столицу империи. В 740 он снова разбил их. В сер. 8 в. армия империи дошла до Армении, вернув часть восточных земель. Однако арабы усилили натиск и в 826 г. они отняли о. Крит на 130 лет. К сер. 9 в. отношения с арабским халифатом были стабилизированы.
Иконоборчество: в 726 г. специальным эдиктом Лев объявил почитание икон и мощей святых идопоклонством. Это было связано с тем, что в результате разгулявшихся суеверий, охвативших широкие слои народа, огромное значение в провинциях приобрели монастыри. Они всячески разжигали фанатизм, пропагандировали культ святых. Дары и пожертвования щедрым потоком текли в монастырскую казну.
Выдвинутый императором тезис – кто за почитание икон и мощей, тот против державы, стал причиной вражды сторон (иконоборцев и иконопочитателей). Борьба длилась более столетия, и вовлечены в неё были все слои населения. Ей сопутствовали репрессии и конфискации. Монастыри были подавлены, их имущество ушло в пользу государства. С конца 8 в. иконоборчество ослабело, ибо цели были достигнуты.
С 9 по 11 вв.
Главное содержание состояло в окончательном оформлении институтов средневековой монархии, которая после нового яркого расцвета вновь вступила в полосу кризиса.
Византийская деревня: в ходе отвоевания захваченных варварами земель, иконоборчества и подавления оппозиционных движений государство «прибавило в землях», включая все бесхозные земли. На всей территории империи господствовали три типа собственности на землю: полная частная собственность отдельных лиц, коллективная собственность общин и гос. земли.
Госсобственность состояла как из имений, превращенных в доходные хозяйства, так и их гигантского неосвоенного фонда, который тоже был полезен императорам. Они использовали его как оружие в политической и социальной борьбе. Жалуя землю гражданским и военным чинам, императоры лавировали между группировками знати.
В деревне появилась новая категория крестьян – парики. Безземельный крестьянин получал от господина земли участок на условиях уплаты части урожая либо определенной суммы денег, либо отработки.
Парик пришел в крупное поместье на смену полусвободному и свободному арендатору, наемному работнику, колону и рабу. Труд париков стал наиболее выгодной формой эксплуатации: они были наследственными держателями. Через 30 лет непрерывного держания семья парика не могла быть согнана с участка, при условии выполнения им всех обязательств перед господином. Парик не приобретал прав собственности на участок и мог быть продан или подарен вместе с ним другому лицу.
К чему это привело? Во-первых, потеря земли свободными общинниками и превращение их в париков повлекли за собой сокращение налоговых взносов в казну, и численности стратиотского ополчения. Во-вторых, корона в её стремлении обеспечить парическим трудом свои многочисленные поместья столкнулась с серьёзной конкуренцией крупных землевладельцев. Зимой 927\928 империю постиг жуткий голод, спасаясь от гибели, обедневшие крестьяне за бесценок продавали свои участки и становились париками богатых людей, иногда целыми деревнями.
Крупное землевладение: В чем различия с ЗЕ? Во-первых, они уступали по размерам и, зачастую, были разбросаны по разным провинциям, не представляя единого массива. Во-вторых, крупная земельная собственность в империи не имела иерархической структуры, вассально-ленные отношения не получили развития. В-третьих, крупные землевладельцы редко получали от императора освобождение от налогов и никогда не обладали судебным суверенитетом в собственных землях. Центральная власть, тем самым, сдерживала рост крупного землевладения.
Византийский город: С сер. 9 в. начался подъем городов в Византии. Свободные мелкие производители-ремесленники и торговцы создавали основную массу продукции, поступавшей на рынок. Мастера и торговцы были организованы в корпорации – профессиональные объединения нового типа. В них вступали не на принудительной, а на добровольной основе. Принадлежность к корпорации было честью: для вступления необходимо было внести взнос и доказать свою профессиональную и материальную состоятельность. Корпорации имели льготы, например, закон их защищал от конкуренции внекорпоративного ремесла.
С подъемом ремесла и торговли, поднялся и город. Сперва столица, затем и остальные. Шелк, художественные изделия из стекла, металла, слоновой кости, дорогая посуда снова обрели мировую славу. Возобновилось строительство роскошных дворцов знати, прекрасных церквей. Возросло количество денег в обращении. Золотая византийская номисма была желанной монетой на рынках Европы и Азии.
Внешняя политика: главными противниками империи в 9-11 вв. оставались болгары и арабы. Заключив с Болгарией мир в 853 г., Византия постепенно усиливала свое влияние, особенно со времен патриаршества Фотия (858-867). Фотий был автором новой доктрины внешней политики, продвигая идею мирного обеспечения безопасности границ на севере посредством приобщения языческих народов к христианству (Русь, Болгария, сербские земли).
Ситуация резко изменилась в к. 9- н 10. В 893-895 и 913-919 гг. Византии пришлось выдержать тяжелые войны с царем Болгарии Симеоном. Примерно тогда же арабы овладели почти всей Сицилией и угрожали владениям империи в Ю Италии. В 904 г. арабы разграбили Фессалонику.
Положение переменилось к лучшему с сер. 10 в., чему способствовали военная реформа Никифора II Фоки (963-969), сформировавшего отряды тяжеловооруженной конницы, а также ослабление Болгарии и распад Багдадского халифата. Византия отваевала у арабов Крит, Кипр, а затем и северную Месопотамию, часть Малой Азии и утвердила свое влияние в Грузии и Армении. Собрав силы, начались войны с Болгарией, война была настолько ожесточенной, что царь Василий II получил прозвище «Болгароборца». В 1018 г. Болгария была завоевана, а сербы и хорваты признали независимость от империи. Снова Балканы были под властью Византии.
С 30-х годов 11 в. начался новый упадок центральной власти и военных сил империи, связан он был с внутренними распрями. Во внешней политике империя на всех границах перешла к глухой обороне. На востоке нападал новый враг турки-сельджуки, на Балканы из причерноморских степей вторгались полчища кочевников-печенегов. Болгары поднимали восстания, выделить стоит в 1040-1041 и 1072 гг.
Летом 1054 г. произошло очень важное союытие, папские послы прибыли в Константинополь, потребовали восстановить «законные права» папства на Иллирик и Болгарию. Получив отказ, легаты провозгласили анафему патриарху Константинополя. Произошел официальный разрыв церквей.
из пдф
Главный критерий феодализма – отношение власти и собственности, природа власти и собственности. В Византии существовала прочная государственная власть. Главный мотор феодализации – государство. К обычному налогу (пакту) присоединялся канон (рента).
1) Подчинение свободного крестьянства через государство (эпиболе, класмы, налоги, ограничение прав распоряжения землёй). Общинники были связаны круговой порукой: при налоговой несамостоятельности кого-либо из них участок присоединяли к участкам соседей с обязанностью вносить за него налоги – эпиболе (прибавка, коллективная ответственность). Эволюция эпиболе к началу 9 в. – заброшенный соседом участок уже не присоединяли к земле общинников, а давали им право его обрабатывать взамен уплаты налогов (аллиленгий). Класмы — заброшенные крестьянами и запустевшие участки земли, которые казна по истечении 30 лет бесхозности изымала из сельской общины, распродавала или сдавала в аренду. Класмы могли в разных формах продаваться частным или юридическим лицам и до истечения обусловленного законом срока, но в этом случае при появлении законного владельца новый собственник утрачивал всякие права на купленную или взятую в аренду у казны землю, но имел право требовать возмещения от государства понесенных в связи с этим убытков. До истечения 30 лет заброшенности такие земельные участки официально именовались симпафиями. С Никифора I (802-811) казна стала взимать со всех жителей капникон – подворную подать с домохозяина.
2) Централизованный нажим на общину. Община в Византии была податной, т.е. обязанной платить в пользу казны разнообразные налоги и выполнять государственные отработочные повинности. Происходило её оскудение, увеличение количества налогов и их повышение. Крестьянство платило налоги (каноны) и оброк (пакт). Путь к прикреплению крестьян к земле (хотя в Византии нет акта об этом). В XIV-XV вв. феодалы подчиняют самоуправление общины, превращая его в элемент вотчинной организации.
3) Внедрение крупного динатского землевладения. Стремительное распространение парикии серьёзно беспокоило центральную власть. Во-первых, потеря земли свободными общинниками и превращение их в париков частных лиц повлекли сокращение и налоговых взносов в казну, и численности стратиотского ополчения. Во-вторых, корона в её стремлении обеспечить парическим трудом свои многочисленные поместья столкнулась с острой конкуренцией крупных землевладельцев. Зимой 927/928 гг. после катастрофического неурожая империю постиг голод. Спасаясь от гибели, обедневшие крестьяне за бесценок продавали свои участки или отдавали право собственности на них богатым и влиятельным людям – динатам («сильным»), становясь их париками. Троном владели императоры из Македонской династии (867-1056). Они издали серию законов, которой пытались помешать распространению парикии. Государство утвердило право общинников на предпочтительную покупку земли своих односельчан, а проданную менее 30 лет назад безвозмездно возвращали прежнему собственнику. 996 – Василий II Болгаробойца отменил срок давности: крестьянину или его наследнику возвращали землю независимо от того, когда она была потеряна. Общинников, ставших динатами за счёт своих односельчан, предписывалось вернуть в прежнее состояние. Свободный крестьянин или его наследники в течение 30 лет сохраняли право собственности на свой заброшенный участок, и в случае возвращения на него до истечения этого срока он вступал снова во владению ею, получая налоговые льготы. Если крестьянин или его наследник не возвращался, его земля переходила в собственность казны. В конце 11 века к власти приходим первая значимая династия – династия Комнинов. Это был крупнейший динатский род.
4) Медленность и незавершённость процессов складывания вотчинно-сеньориального строя. Разнородность крестьянства: дулевты – государственные крестьяне (димосиарии) – свободные общинники – парики.
Категории крестьян:
- зевгараты – имеют упряжку волов и землю
- дизевгарат – разбогатевший крестьянин (3 упряжки волов)
- парик – зависимый крестьянин
- мортиты – крестьяне, бравшие в аренду землю
- мистоты – наёмные рабочие
- апоры – не имели собственности, могли наниматься в качестве мистотой
5) Публично-правовой характер ренты. Основа публично-правовой ренты – телос – налог с дома, с земли, с упряжки скота. Кроме телоса парики несли частноправовые повинности в пользу феодала.
В XIII – XIV вв. росла товарность сельского хозяйства. Продукты, произведённые в вотчинах, широко экспортировались. Но продавцами на внешних рынках выступали светские феодалы и монастыри, извлекавшие наибольшие выгоды из этой торговли.
В конце XIV- сер. XV вв многие византийские феодалы утратили свои земельные владения, перешедшие в руки османов и других врагов империи. Проживая в Константинополе и других крупных городах, феодалы всё шире включались в ростовщические и коммерческие организации, помещая деньги в иностранные, прежде всего, итальянские банки.
Формы феодальной собственности:
- Государственная (императорская). Занимала большой сегмент.
- Гоникон (собственность частных лиц). Она покупалась, продавалась, ею распоряжались, как угодно.
- Общинная. Довольно значительная. Община нормировала уплаты налогов.
- Церковная. Крупным собственником была София Константинопольская. Существовало правило «мёртвой руки»: если земля становилась церковной, то она не могла быть отчуждена.
- Условная. Сформировалась через передачу квоты налогов. Византия нуждалась в регулярной армии, сопоставимой с армиями западных государств. Она должна была быть тяжеловооруженной. Крестьяне не могли стать основой. Решили раздавать квоты налогов тем, кто обладал оружием и снаряжением.
прония (вид солемния ) – право взыскивать в свою пользу все или часть налогов в налоговом округе в награду за службу с правом управления этой территорией пожизненно - харистикий - пожалование монастыря императором или патриархом светскому лицу (реже монастырю или клирику). Жаловался на срок жизни получателя.