В первые века нашей эры большая часть Западной Европы была заселена кельтскими народами, частично романизованными и включенными в состав Римской империи; затем, в эпоху Великого переселения народов эта территория стала местом расселения германских племен, тогда как Восточная Европа стала местом расселения и исторической активности главным образом славянских народов.
Содержание терминов «средние века» и «феодализм» менялось вместе с развитием европейского исторического знания. Надо понимать, что оба этих термина крайне условны (вспомним рассказ про условность «Византии»)
Термин «средние века» (пер. с лат. medium aevum (средний век)) — впервые введен итальянскими гуманистами.
- Римский историк XV в. Флавио Бьондо( «Историю от падения Рима»), назвал «СВ» период, который отделял его эпоху от античности. СВ виделись как период одичания и варваризации античного мира, время испорченной «кухонной» латыни.
- В XVII в. профессор Галльского университета в Германии И. Келлеер. «СВ» в общей периодизации всемирной истории (античность, средневековье, новое время). Хронологические рамки - время от разделения Римской империи на Западную и Восточную части (завершилось в 395 г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г.
- В XVII и особенно XVIII в. (веке Просвещения), критерием периодизации стало служить отношение к религии и церкви. История периода стала оцениваться как время стеснения умственной свободы, господства догматизма, религиозного сознания и суеверий.
- Романтическое направление в историографии, нач. XIX в. обострило интерес к СВ и привело к его идеализации на время.
- На рубеже XVIII и XIX вв. идея непрерывности общественного развития и христианская идея конечности мира позволили увидеть эволюцию западноевропейского СВ общества от состояния упадка к экономическому и культурному подъему, хронологическим рубежом которого явился XI век. Первое отступление от оценки СВ как эпохи «темных веков».
- Анализ социальной истории привел к отождествлению термина «СВ» и понятия «феодализм» (накануне 1789 г). История СВ стала пониматься как время господства феодальной системы общественных связей в среде феодалов — земельных собственников.
- Сер. -кон. XIX в. позитивизм. Попытка превращения истории в науку, комплексного видения истор. процесса, включая и социально-экономическую жизнь общества; исключительное внимание к источнику ( О. Конта во Франции, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера в Англии). Феодализм - особая политическая и правовая организация общества с системой сеньориально-вассальных связей, обусловленных потребностями военной защиты.
- 1я треть XIX в., Ф.Гизо. феодальная собственность - основа сеньориально-вассальных связей, две ее важные особенности: условный характер и иерархическую структуру, определившие иерархию в среде феодалов, а также соединенность собственности с политической властью.
- теория, отождествлявшая феодализм с натуральным хозяйством, социально-экономические особенности выступали как данность, существующая параллельно политико-правовому строю (феодальная раздробленность — в политическом строе, натуральное хозяйство—в экономике).
Уязвимость подобных представлений заключалась не в их ошибочности, так как каждый стремился к их абсолютизации, мешавшей комплексному пониманию феодализма.
- XIX в. понятия «цивилизация». территориальное разграничение людских сообществ, сохраняющих свое особое «лицо» на протяжении всего периода существования.
- В XIX в. структурный термин «формация», который раздвинул границы человеческой общности до масштабов планеты в целом, выделив временное деление исторического процесса, единицей отсчета стали способ производства и форма собственности. В марксистской интерпретации феодализм - один из способов производства, в основе которого лежит собственность феодалов на землю, реализуемая при посредстве мелкого производителя; при этом особо подчеркивался факт эксплуатации земельным собственником крестьянина
- XX в. Синтез достижений мировой и отечественной исторической науки позволяет дать более глубокое и полное определение понятиям «феодализм» и «СВ».
- Современное время. Универсальность феодализма как определенной стадии исторического развития (оговариваем признание своеобразия, стадиальность, многоуклдность и цивилизационное развитие).
Говоря о феодализме, чтобы определить это понятие, нужен комплексный подход. Для феодализма характерно
- основной вид богатства – земля
- крестьяне – держатели земли, феодалы – собственники земли
- внеэкономическое принуждение крестьян феодалами
- соединение собственности с политической властью
- условный характер собственности (аллод – безусловная наследуемая собственность, бенефиций – условная собственность за военную службу, феод – наследственная условная собственность за военную службу и других обязательств в пользу сеньора)
- иерархия
- рост значения ремесла в обществе, господство мелкого производства
- корпоративный характер собственности (ограничения коллектива на личность)
Социальная структура феодального общества
- класс крупных земельных собственников – феодалы
- городское сословие
- крестьянство
Основные занятие общества – сельское хозяйство (луга, поля, пастбища и огороды)
Селились в деревнях с невысокой застройкой, 9-11 в.в. – феодальные замки, церкви с колокольнями, 11-13 в.в. массовая застройка городов
Основные социальные институты
- вотчина (складывается с 8 в) – комплекс крупной земельной собственности, который делился на домен (господская часть) и отданную в держание крестьянам землю
- крестьянская община – организация, регулировавшая крестьянские отношения по земле
- средневековый город –центр ремесла и торговли,
Сословия утверждали свои права и привилегии в письменных хартиях, воспроизводя и закрепляя корпоративизм в сфере социально-политической жизни средневекового общества.
Средневековый человек реализовывал свои права через сословную общность, по принадлежности к ней.
Периодизация СВ для Западной Европы
Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья
- феодализм складывался как общественная система.
- экономика-аграрный сектор
- натурально-хозяйственные отношения
- города сохранились как экономические центры
- варварские и раннефеодальные гос.образования (королевства)
- временный упадок культуры сменялся подъемом
- синтез с римской культурой
- утверждение христианства
Середина XI — конец XV в.
- расцвет феодальных отношений,
- массовый рост городов
- развития товарно-денежных отношений, складывания бюргерства
- формируются централизованные государства
- новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством
- развитие городской культуры, становлению рационализма и опытного знания
- оформление уже идеологии раннего гуманизма.
XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени.
- разложение феодализма, генезис раннекапиталистических отношений
- антифеодальные общественные движения с участием народных масс
- третий тип феодального государства — абсолютная монархия раннебуржуазные революции, поздний гуманизм
- Реформация и контрреформация
- Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее:
в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов,
крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.;
колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв.
Структуры и субструктуры феодального общества. Корпорации. Община. Вотчина. Их соотношения.
Для феодального общества характерна иерархичность общественного устройства. Эта иерархия, или вертикаль общественных позиций, была всеобщей и включала каждого человека, была закреплена системой сословных, внутри- и межсословных структур, слоев и группировок. Она политико-юридически оформлена, закреплена в виде комплекса этико-правовых норм, прав, обязанностей и привилегий.
Корпоративизм общества нашел отражение в его социальной структуре, которую отличало переплетение классового и сословного деления.
Класс – экономическое понятие, определяющее место той или иной общности людей в производстве и ее отношение к собственности на средства производства и орудия труда. В феодальном обществе существует два класса – феодальные земельные собственники (духовенство и дворянство) и зависимое крестьянство. Условно выделяется так называемый «третий» или «средний» класс – городское сословие, стоящее выше крестьянства. Условность объясняется социальной неоднородностью.
Сословие – в первую очередь социально-правовой, юридический статус, однако все равно имеется зависимость от отношения к собственности, т.е. все равно зависит от классового деления. Сословия утверждали свои права и привилегии в хартиях, закрепляя корпоративизм в сфере социально-политической жизни средневекового общества. Через
сословную общность средневековые люди реализовывали свои юридические и политические права.
Корпорация - общество, союз, группа лиц, объединяемых общностью профессиональных, сословных или духовных интересов; от других типов общностей корпорация отличается замкнутым характером и формализацией, чаще всего - в виде правового оформления (устава или правил, зафиксированных в иной форме), обязательного для членов объединения. Почти все они обладали известной общей собственностью, от недвижимости до привилегий и профессиональных знаний. Имели свою казну. Нередко все имущество или часть его завещалась собрату по общности либо корпорации в целом. Собратья оказывали друг другу содействие как в делах, так и (прежде всего) в случае разорения, болезни, сиротства.
Примеры корпораций: сословия, братства (цехи, гильдии, боевые братства дворян), компании, университеты, придворное окружение короля, принца, герцога, монастыри. Вотчина– комплекс крупной земельной собственности. Складывается с конца VIII в. в Западной Европе (сеньория во Франции, манор в Англии). Концентрирует в себе все средства, необходимые для реализации крупной земельной собственности (хозяйственная функция), взимания ренты и внеэкономического принуждения (социальная функция).
Делится на:
1. Домен – господская часть. Включает в себя усадьбу сеньора (жилые и служебные постройки), лес, луга и сеньориальную запашку.
2. Крестьянская земля.
Вотчина способствовала интенсификации труда и развитию производительных сил и обеспечивала экономическую устойчивость крестьянского хозяйства, гарантируя ему защиту от поборов государства и личную безопасность под покровительством сеньора в условиях феодальной раздробленности.
Хозяйственная и созидательная роль вотчины тесно связана с ее социальной функцией как организации по присвоению ренты, регулирующей административную и правовую жизнь крестьянства.
Община – главный хозяйственный и социальный организм в условиях родоплеменного строя и генезиса феодализма. Первичная хозяйственная организация, регулирующая крестьянские отношения по земле – пользование общинных угодий, порядок севооборота. Соотношение: Вотчина надстроилась над общиной, подавив собственным административным и судебным аппаратом ее политико-юридические функции, но продолжала сосуществовать с ней. Изначальная утрата прежней социальной роли общины вызвало ее исчезновение из источников на ранних этапах эволюции феодализма, однако позже, с усилением экономической роли крестьянского хозяйства и личным освобождением крестьян, община частично возродила социальные и политико- юридические функции. В Франции, Италии и Испании община получила статус коллективного юридического лица, образовав сельскую коммуну с правом выборного управления. Сельская коммуна контролировала пользование общинными угодьями, сбор ренты и судебную деятельность вотчинника, организуя противостояние крестьян феодалу. ВАЖНО: сельская коммуна ввела во взаимоотношения с феодалом договорное правовое начало, регулируемое письменной хартией. Полученные права позволяли общине выходить за рамки вотчины и обращаться с коллективной жалобой в государственные суды.
Средневековый город– центр ремесла и торговли. Его феодальная природа выражалась в:
1. Мелком характере производства и торговли;
2. Сословно-корпоративном характере собственности (ремесленные цеха и купеческие гильдии)
1. Ремесленные цеха – братства, в которые объединялись все ремесленники одной профессии. Имели уставы, выборных старейшин, общественную казну, своего святого патрона и часовню, (в крайнем случае - свое место в приходской церкви) свое место в городской процессии и свой значок-знамя с нарисованными символами ремесла (например, ножницами, молотком или сапогами). Цеховые уставы декларировали равенство всех мастеров (цеховой эгалитаризм) и монополию цеха на производство определенного вида товаров.
2. Гильдии – братства торговцев. Они объединялись по принципу объекта торговли (например, торговцы-суконщики или виноторговцы), направления своих торговых маршрутов (например, торгующие на Руси или на Ближнем Востоке), по степени состоятельности (крупные купцы-оптовики, мелкие торговцы, торговцы вразнос и так далее). Гильдейские братства также имели свои уставы и свои формы организации, сходные с теми, которые были в ремесленных цехах.
3. В причастности феодальной ренте в ее сеньориальной или централизованной форме;
4. Включенности города в систему феодальных связей (как коллективного вассала или сеньора).