В качестве введения:
Реформы Бонифация и Каролингов закрепили авторитет папства в Западной Европе. Однако папам тогда еще не удалось выработать действенные механизмы управления церковью, подвластной светским правителям. 30-е годы 9 века- первые столкновения императоров с римским епископом.
Надо знать: в середине 8 века в Риме возникла подложная грамота – Константинов дар, согласно которой Константин Великий передал папа, якобы законному законному преемнику цезарей на Западе, знаки Императорской власти и право короновать светских государей. Конечно,это была фальшивка, которая распространилась в Европе в 9 в. И свидетельствовала об оформлении притязания папства на верховную светскую власть.
843 г.После Верденского раздела гарантией статуса императора являлось владение Римом и акт коронации в соборе Св.Петра. Именно тогда за папами закрепилось право коронации римских императоров. Дошло даже до того,что папство в конец оборзело и присвоило себе положение арбитра в спорах между каролингами, а с пересечение линии Лотаря оно фактически решало, кому из отпрысков Каролингов вручить корону.
В 9в. Ситуация налаживается и власть начинает сосредотачиваться в могущественных руках знати. К концу 9 в. Папство также оказалось под контролем итальянских магнатов и римской аристократии. Период с конца 9 в. И до сер. 11 называют темным столетием в истории папства. В эти годы больше половины пап закончили свою жизнь в изгнании, в тюрьме или были убиты. 962г.-восстановление империи Оттоном Великим ненамного ослабили зависимость папы от римской и итальянской аристократии. Политика Оттона по возрождению Римской Империи как духовного и политического центра потерпела неудачу. Кругозор папства «темного столетия» провинциализируется и у него отсутсвует какая-либо цельная политика в отношениях с заальпийской церковью, светской властью и Византией. 9-11 вв. у церкви серьезный упадок.острые формы кризиса-Западно-Франкское королевство, Лотарингия и Италия. Торговля духовными должностями- симония. В Восточно-Франском королевстве ситуация была лучше, так как феодолизация там проходила гораздо медленнее.
А теперь конкретно по билету:
1)Монашеские движения10-11 вв.Идея церковной реформы.
10в.-глубокий кризис церковной жизни. Предпринимаются первые попытки возрождения аскетических ценностей. Инициатор- монашество, внутри монашества уже оформились движения за реформу монастырей, подготовившие к сер.11в. и общецерковную реформу. Свою силу монашество черпало в широко распространившихся среди мирян ожиданиях конца света.(тысячелетняя годовщина рождества и потом воскресение Христа). Вторая пол. 10-11 вв- реформированное монашество- наиболее авторитеная сила христианского мира. Среди них наибольшее влияние имели клюнийцы (Монастырб Клюни в Бургундии,основан в 910г).
- Клюни с самого начала был вне сферы действия «права частной церкви»
- Цель-освобождения монашества от влияния извне.
- одеяние черное,как отказ от всего мирского.
- осн.задача – молитва за мирян перед Богом.
Постепенно вокруг Клюни складывается мощное объединение монастырей.глава- аббат Клюни. Основа монашеской жизни – клюнийский обычай, дополнивший устав Св. Бенедикта. Потом Клюни подчинялось много монастырей по всей Европе.особую роль, сыграли в Испании (вытеснение мосарабских богослужебных традиций римскими и папа-авторитет).Далее, Клюнийские монастыри выведены из под власти местных епископов-->Аббат КЛюни получил знаки епископского санасвоеобразное суверенное монашеское государство.
Германская империя тоже пыталась провести реформы. 10- нач.11 вв. Клюнийцы действовали снизу, а в Германии инициатор- император. Например, Генрих III. Реформы направлены на укрепление имперской церкви. Императоры рассматривали свою власть как сакральную и претендовали на роль защитников церкви. Оздоровление церкви Генрих решил начать с Рима.1046 г.- он низложил сразу 3х пап. назначил папой немецкого епископа 1046-1058- эпоха немецкого папства. Цели реформ: 1)запрещение симонии.2)запрещение браков среди клириков – объявлены ересью.3)обет безбрачия(целибат) для клира. Целибат обеспечивал неотчуждаемость церковного имуществарост экономического могущества церкви.
Контакты папства с епископствами и монастырями упрочнились. Лев 9 (1049-1054)-реорганизация папской канцелярииримская курия. Туда вошли ближайшие его советники – коллегия кардиналов. Их функция теперь – опора папства в управлении церковью и проведение реформы. В коллегию кардиналов вошли клирики из разных странвселенский характер папской власти.
1054 г.-раскол. римско-католическая и православная церкви. Причины: соперничество римского папы и константинопольского патриарха, различные представления о взаимоотношениях светской и дух. Власти. политический фактор – возрождение римской империи на западе и борьба империи и папства против Византии( пер. пол. 11 в.).Также, различия в толкованиях христианского вероучения. (учение о пресуществлении, различия в причащении)Различия в представлениях о загробном мире. начало 13 в. –догмат о чистилище.
Но этот раскол не был окончательным. Схизма(раскол) стала реальностью после разгрома крестоносцами Константинополя в 1204 г.Попытки заключения унии между церквями. ( II Лионский 1274г. И Ферраро-Флорентийский 1439г. Соборы).В целом православная церковь их отвергла.
Грегорианская реформа.
1059г. Папа Николай II подписал декрет.Выборы папы стали прерогативой коллегии кардиналов.Император власти на это не имел. 1076г. Григорий 7 принял комплекс мер,чтобы освободить церковь от власти мирян, подчинить ее папе и восстановить действие канонического права-грегорианская реформа.Итог-существенное ослабление зависимости церкви от светских сеньоров и ее консолидация в вертикальную иерархическую структуру во главе с римским папой. Вскоре папство запретило взимать налоги с церкви государство в государствах ежегодный налог папе- аннат.
Право инвеституры- введение духовного лица в должность.
Концепция папского универсализма( папская теократия),противостоящая идее универсальной светской империи.(Григорий 7 и его преемники не успокоились).Диктат Папы: папство обладает как высшей духовной, так и высшей светской властью. Новая доктрина основывалась на «Константиновом даре» и «Лжеисидоровых декреталиях». Папы эпохи грегорианской реформы – выходцы из реформатского монашества. В диктате отразилось монашеское миросозерцание, т.е. мир-царство порока и алчности, а святая церковь может спасти его от погибели. Все светские государи должны быть быть слугами наместника Бога на земле(папы). В противном случае они превращаются в слуг Антихриста и долг папы отлучить их от церкви, а народ призвать к восстанию.во второй половине 12-13 вв. к руководству римской курии пришли юристы, они закрепили и развили теоретические рассуждения пап-монахов в каноническом праве. Вершиной папской теократии считается понтификат Иннокентия III(1198-1216). Он официально утвердил за папой титул Викария Христа.12-13 вв.-папство на пике могущества.Оно организовало крестоносное движение, добилось от многих европейских монархов принесения вассальной присяги и уплаты регулярной подати Апостольскому престолу, вмешивалось во внутр. Дела всех христианских государств. Мощное оружие-отлучение от церки и интердикт(запрет отправления таинств и других церковных обрядов), широко применявшихся в отношении непокорных государей.если не действовало, папа провозглашал крестовый поход против ослушника.награда – корона завоеванного королевства.
Теория о непогрешимости пап(разработали канонисты)- папы выносят окончательные решения по вопросам догматики и церковной дисциплины. Решения оформлялись в виде декреталиев(указов) папы, не требовавших одобрения церкви. Во многом усиление власти папы основывалась на вере, что только он в состоянии обеспечить спасение и открыть дорогу в рай. Папа имел право индульгенции- полное отпущение грехов. сначала давалась всем участникам крестовых походов, а затем и тем, кто пожертвовал деньги на их организацию. место в раю можно было купить.13в.-учение о сокровищнице церкви-неиссякаемый запас благодати, накопленных благодаря усилием святых и мученников. Папы типо могли этой благодатью распоряжаться. эта теория вела к обожествлению папы и церковной иерархии. Короче всё грустно.