Аврелий Августин труды и основные философские идеи.
Особую роль в систематизации христианского вероучения сыграл Аврелий Августин (354-430). В своем творчестве Августин опирался на труды неоплатоников – особенно Плотина. Наиболее известные его работы: «Два града», «Исповедь».
В своем учении Августин опирался на основные постулаты христианства, каковыми являются: догмат о творении и догмат об откровении. Первый, утверждающий, что все сущее создано Богом, и управляется им, стал основой онтологии. Второй, согласно которому источником наших знаний является божественное откровение, стал основой христианской гносеологии.
Считается, что некоторые основные догмы христианства не подлежат анализу и дополнительному обоснованию, а некоторые, могут быть подробно рассмотрены. Однако и в этом, втором, случае сам догмат сомнению не подлежит, а его более тщательное рассмотрение имеет целью не его обоснование и доказательство, а выступает как дополнительное средство укрепления человека в вере. Не подлежат анализу и должны быть сразу приняты на веру догматы: о триединстве, о боговоплощении, о первородном грехе.
Могут быть рассмотрены проблема доказательства бытия Божьего, проблемы строения мира, его цели, возможности познания Бога и мира, а также вопросы, связанные с отношением религии и общества, религии и государства и т.п.
Так, например, Августин в своей работе «Два града» в центр внимания ставил проблему отношения церкви (града Божьего) и государства (града земного). Понятно, что для церковного деятеля, каким являлся Августин (он был епископом) безусловным является доминирование града Божьего. Град Божий (т.е. церковь) выступает посредником между людьми и Богом и осуществляет руководство процессом эволюции человечества, цель которой, согласно христианской эсхатологии, построение тысячелетнего Царства Божия на Земле. Говоря о государстве, Августин подчеркивал, что это Богом данное учреждение, призванное осуществлять Божью волю. Люди имеют такое государство и государя, которых они заслуживают своим поведением. Августин утверждал, что если налицо жестокий правитель – тиран, то это наказание подданным за грехи и народ должен смиренно принимать такую власть и не имеет права менять правителя.
Необходимость доминирования церкви объяснялось Августином и тем, что она выступает силой, объединяющей общество. Человек отвечает за становление Царства Божьего на Земле, поэтому его строго наказывают за деяния и поступки, которые нарушают заповеди Божьи и препятствуют достижению этой цели. Человек должен честно исполнять свой долг, предначертанный ему судьбой и вести аскетический образ жизни.
15.05.2017; 20:28
хиты: 481
рейтинг:0
|
|
Гуманитарные науки
философия
|