14. Искусство Японии. Синтез искусств (бундзинга): Коэцу, Сотацу, Корин.
Пейзаж бундзинга (кит. – вэньжэньхуа) живопись литераторов, эрудитов, как часть восточной живописи, в ее многослойности и нравственно-духовной содержательности, является сложным для восприятия и понимания. Кроме того – это один из труднейших для анализа жанров. В отечественной науке есть серьезные работы посвященные китайской, японской и корейской пейзажной живописи. Однако, опосредованный японской ментальностью пейзаж бундзинга, будто оставаясь на обочине, был малоисследованной областью в истории искусства стран дальневосточного региона.
Одними из ярких представителей живописи бундзинга являются Хонъями Коэцу, Таварая Сотацу и Огата Корин.
Таварая Сотацу относится к числу крупнейших японских мастеров XVII столетия, являясь одним из основателей художественной школы Римпа. Начал свою карьеру художника в Киото, где расписывал веера. Позднее был призван к императорскому двору, где расписывал листы для каллиграфических надписей. При дворе Сотацу знакомится со знаменитым каллиграфом и оформителем Хонъами Коэцу и пишет изображения заднего плана для его произведений. Художник предпочитал также художественное оформление и роспись настенных пологов, ширм и вееров.
Сотацу разработал новую технику подачи цвета и линии, а также новую, популярную технологию живописи под названием тарасикоми, при которой одна из красок наносится на рисунке на другую, пока эта вторая остаётся ещё влажной. Ему принадлежит также открытие новой техники одноцветной живописи, при которой тушь заменяла краску. Одним из известнейших произведений Сотацу является расписанная им обложка для списка священной Сутры Лотоса.
Хонъами Коэцу(1558-1637)-художник, каллиграф, керамист и мастер работы по лаку. Как высоко художественные произведения искусства в то время ценились поэтические свитки, которые создавались благодаря содружеству талантов Коэцу и Таварая Сотацу.Сотацу рисовал на бумаге, элегантный художественный фон из цветов, трав, птиц и животных, а Коэцу писал по этому фону своим неповторимым почерком стихи танка из знаменитых придворных поэтических антологий"Кокин(вака)сю" и "Синкокин(вака)сю". Затем такие свитки размножали ксилографическим способом.
Огата Корин является одним из крупнейших художников средневековой Японии, основателем художественного стиля Римпа (школа Рин, то есть школа Корина). Многие из его работ включены в число Национальных сокровищ Японии.
Огата Корин сумел разработать свой особый художественно-декоративный стиль, легко узнаваемый благодаря небольшим, стилизованным формам рисунка и реалистическому отображению сюжета. При работах по лаку мастер часто использовал также перламутр и серебро.