При работе над произведением следует выполнять следующие методические требования.
- целостное восприятие художественного произведения.
- Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции.
- Обязательным условием является анализ художественного произведения.
- Произведения различных художественных жанров имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна. Методика чтения рассказов. Рассказ является ярким примером художественного произведения.
Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой. В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа. И. Соколов-Микитов. «Осень в лесу».
- Прочитай 1-ю часть рассказа. Ответь на вопросы: какие грибы можно встретить в лесу в пору золотой осени? Какими ягодами богат сентябрьский лес? Что происходит в это время в жизни птиц?
- Найди в прочитанном отрывке описание грибов. -Подчеркни определения, которые дает автор каждому из этих грибов, например подосиновики красного-ловые... . Какими красками расцветили опушки леса осенние грибы?
- Найди описание лесных ягод. Какой цвет здесь главный? С чем сравнивает автор ягоды клюквы? Расскажи.
- Перечитай отрывок — описание осеннего неба. Перескажи его близко к тексту.
- Прочитай отрывки «Лось», «Беляк». Что нового об-этих животных ты узнал из прочитанного?
- Составь рассказ об осенних заботах птиц и зверей (на основе прочитанного произведения).
- Попытайся объяснить, откуда произошли названия грибов: белый, лисичка, волнушка, опенок.
- Внимательно прослушай такой рассказ-описание. Отгадай название гриба: Шляпка оранжевая, гладкая, края чуть волнистые, снизу видны пластинки. Ножка оранжевая, небольшая, гладкая. Гриб крепкий, растет семьями. А как бы ты сам рассказал о таких грибах, как подосиновик, сыроежка?
При чтении сказок рекомендуется:
- работы у над сказкой вести как над реалистич произвед-ем . не надо снижать заинтерисован детей, растолковывая им, что «так в жизни не бывает». Дети сами не верят в существ-ие Бабы Яги, гусей-лебедей, но детскому воображ св-но яркое видение мира – это приносит им радость, учит мечтать.
- Составл элементарн хар-к, т.к. персонажи сказок явл выразителями одной-двух хар-х черт. Отправной точкой д/хар-ки явл обсужден концовки или наиболее яркой сценки сказ. Вопрос: «почему яблонька, печка, река сначала не захотели помочь девочке, а теперь спасают ее?». В ответе дается оценка поведения девочки, делается вывод о знач-ии вежливости, скромности.
- не переводить мораль сказки в область человеческ хар-ов. Дидактизм сказки силен, дети сами делают вывод: «непослушание родителям. капризная, неотзывчивая девочка. Опасность и боязнь за жизнь заставило ее стать послушной». Если дети придут к подобным заключения, то чтен сказ достигло цели.
- сказка используется д/обучающих работ по составл плана,т.к. она отчетливо члениться на сцены, а заголовки легко отыскиваются в тексте: а)наказ родителей б) гуси–лебеди унесли брата в)девочка обращ за помощью к печке, речке, ябл, получ отказ из-за своей неотзывчивости. г) в доме у Бабы Яги д) помощь мышки е)речка, ябл, печка помогают девочке ж) возвращение родителей.
- при чтении сказ м. изготовить макеты, панорамы, а также декорации и фигуры д\театра.
- Наблюдать за композицией сказ,т.к. наблюден повышают сознательн восприят. Например, разобрав поступок не послушной, безответственной девочки. Вспомним как она отказывала в помощи ябл, речки, печки. Следует обратить внимание на сказ зачин и концовку сказки.