Наиболее знач. развитие школы и пед-ки в Рос. пришлось на 2 пол. 19 в. – эпоху важных соц. реформ, предпринятых в ходе отмены креп. зависимости крестьянства. Это была пора расцвета национ. рус. пед-ки, представители кот. внесли достойный вклад в развитие мировой пед. мысли. В обществе широко распространяется взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизни. В пед-ке нарастало внимание к отдельной личности. Одновр-но изучение хар-ра, быта, потребностей народных низов рассматривалось как необх. условие для выработки принципов восп. и обуч. О росте интереса к пед-ке и школе свид-ют факты форм-ния пед. журналистики, создания науч. пед. обществ. В конце 1850- начале 1860-х гг. появилось неск. спец. пед. журналов: Журнал для воспитания, Рус. пед. вестник, Учитель и др. К важным шк. реформам 1860-х гг. следует отнести разрешение открывать новые частные уч. заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе, нач. школы объявлялись открытыми для всех соц. групп. По всей Рос. с конца 1850-х возникают воскресные шк. Делаются первые попытки создания для детей из народа школ на новых пед. идеях и принципах (Яснополянская школа Толстого). В этих школах была создана светлая и радостная атмосфера труда, уважения к личности ре., пробуждения у него интереса к знаниям. Сторонники реформ восп. и образ. не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о судьбах школы и восп. в полит. полемику. К ним прежде всего отн-сь Писарев, Чернышевский и Добролюбов. Писарев склонялся к идеям свободного восп., считая, что традиц. пед-ка и шк. поощряют насилие над личностью реб. Полагал, что женщине д.б. открыты дороги к образованию наравне с мужчиной. Новый чел-к, по Чернышевскому, д.б. всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертвы во имя обществ. блага. Руководствовался антропологическим подходом к человеку и восп., считая чел-ка высшим созданием природы, деят-ть и восп. кот. обусловлены соц. средой. Одним из вед. св-в чел-ка активность, а важнейшим условием становления личности – развитие потребностей. Добролюбов стоял на демокр. позиции и видел идеал восп. в удовлетворении естест. стремлений чел-ка, кот. м.б. выражены в 2-х словах: чтобы всем было хорошо. Исходя из принципа антропологизма (чел-к – целое, нераздельное существо), полагал, что умств., физ. и нравст. восп. не следует обособлять др. от др. Среди первых, кто взбудоражил пед. общественность 1860-х гг., возвестив об актуальности реформ восп. и обуч., был Пирогов. В его пед. наследии особое место занимают идеи самопознания посредством восп. и общечел. восп., общечел. образ. Идеал нравст. восп. видел в христианской религии. Считал правильным создание внесословного, бесплатного и обяз. на нач. ступени образ. Крупнейшим представителем рус. пед-ки 19 в. был Ушинский, основатель народной пед-ки в Рос., опирающейся на идею народности. Полагал, что научное пед. знание, добытое в разл. странах, м.б. использовано рус. пед-кой. В наиболее общем виде идея народности значила для него объективную потребность кажд. народа в собств. сис-ме обуч. и восп. со своими отлич. национ. чертами и творч. проявлениями. В рус. шк. пр. народности д.б. быть реализован через приоритет родного яз. как предмета шк. образ. Не менее важ. место в трактовке народности отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Основополаг. тезис Уш. – двуединство обучения и восп. При этом задачи восп. опред-сь как наиболее существ. Основой нравст. восп. считал религию как залог нравст чистоты. В конце 19 – начале 20 вв. школа Рос. вошла в полосу кач. и кол. преобразований. Был поставлен вопрос о переходе от традиц. шк. обуч., кот. давала ЗУН, к школе труда, кот. д.б. готовить не только исполнительную, но и инициативную, сам., широко образованную личность. Отеч. пед-ка развивалась в тесном взаимодействии с пед. наукой ведущих заруб. стран. Шк. и пед-ка Рос. в этот период были на подъеме. Вместе с тем их развитие происходило при резком нарастании внутр. соц. напряжения, в условиях револ. взрывов. Впервые в рос. истории шк. вопрос обсуждался при участии полит. партий: октябристов, социал-демократов и др. На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х заметно расширилась сеть нач. образования. В нее входили одноклассные и двухклассные нар. училища, городские училища, однокл. и двухкл. церковноприходские шк., а также шк. разл. ведомств. Растет число нач. школ и обучавшихся в них детей. Растет число курсов подготовки учителей нач. шк., возрастает кол-во учит. институтов и семинарий, возникают неправит. высшие пед. уч. заведения. Постепенно улучшались матер. положение и метод. база нач. образования. Но несмотря на полож. изменения в нач. образ., знач. часть населения Рос. на рубеже 19-20 оставалась неграмотной. Новой приметой шк. жизни было появление сельских гимназий , что позволяло увязывать обуч. с с/х трудом. Сложилась сис-ма технич. образ., сост-шая из нач. ремесленных училищ, низших и средних техн. училищ. Поступ. развитие школы было приостановлено первой мир. войной. Шк.. как и вся страна, оказалась в кризисе. Особенно пострадали нач. уч. заведения: сократилось число уч-ся, поредел учит. корпус. В пед. мысли м. выделить 3 гл. направления, в русле кот. развивались взгляды на восп. и образ. 1) развитие класс. пед-ки 19 в. (Бунаков, Каптерев), 2) философское осмысление проблем восп. и разв. лич-ти (Бердяев, Вахтеров), 3) идейное движение, сходное с реформаторской пед-кой Запада (Вентцель, Сикорский). Каптерев продолжил традицию антропол. обоснования восп., разв. пед-ки с опорой на данные физиологии и психологии, о целесообразности отделения восп. и образ. от гос-ва, церкви и полит. борьбы. Вахтеров стоял за биологизацию восп. и обуч. Сост. эл-ты пед-ки н. объединить на основе идеи развития индивида и историч. процесса. На отеч. почве обильные всходы дали идеи нетрад. пед-ки: эксперим. пед-ки, свободного восп., труд. восп. и др. Усилиями представителей пед. психологии и экспер. пед-ки предпринимались попытки создания новой науки о восп. и обуч. – педологии, опирались не только на психол. исследования, но и на работы нейрофизиологов и медиков.