Нюрнбе́ргский проце́сс — международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия), располагавшемся в «Зале 600» здания суда присяжных в Нюрнберге. Во время Крымской конференции руководителей трёх союзных держав — СССР, США и Великобритании (4—11 февр. 1945 г.) премьер-министр Великобритании Черчилль сказал, «что лучше всего было бы расстрелять главных преступников, как только они будут пойманы». В ходе беседы Сталин подтвердил, «что перед расстрелом главные преступники должны быть судимы». Требование о создании Международного военного трибунала содержалось в заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 г. «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы» Соглашение о создании Международного военного трибунала и его устава были выработаны СССР, США, Великобританией и Францией в ходе лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. Совместно разработанный документ отразил согласованную позицию всех 23 стран-участниц конференции, принципы устава утверждены Генеральной Ассамблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа ещё до суда опубликован первый список главных военных преступников, состоящий из 24 нацистских политиков, военных, идеологов фашизма. Первый список обвиняемых был согласован 8 августа 1945 в Лондоне. В него не вошли ни Гитлер, ни его ближайшие подчинённые Гиммлер и Геббельс, смерть которых была твёрдо установлена, но Борман, который предположительно был убит на улицах Берлина, обвинялся заочно (лат. in contumaciam). Международный военный трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырёх великих держав в соответствии с Лондонским соглашением:от СССР: заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал-майор юстиции И. Т. Никитченко;полковник юстиции А. Ф. Волчков;от США: бывший генеральный прокурор страны Ф. Биддл;Джон Паркер (англ.);от Великобритании: главный судья Джеффри Лоуренс (англ.);Норман Биркет (англ.);от Франции: профессор уголовного права Анри Доннедье де Вабр (англ.);Роберт Фалько (нем.).
Обвинения. Преступления против мира. Военные преступления: Преступления против человечности:
Всего было проведено 403[11] судебных слушания, председателем суда был представитель Великобритании Дж. Лоуренс. Были представлены различные доказательства, среди них впервые появились т. н. «секретные протоколы» к пакту Молотова-Риббентропа (были представлены адвокатом Рудольфа Гесса А. Зайдлем).Из-за послевоенного обострения отношений между СССР и Западом процесс шёл напряжённо, это давало обвиняемым надежду на развал процесса. Особенно ситуация накалилась после Фултонской речи Черчилля. Поэтому обвиняемые вели себя смело, умело тянули время, рассчитывая, что грядущая война поставит крест на процессе (более всего этому способствовал Геринг). В конце процесса обвинением СССР был предоставлен фильм о концлагерях Майданек, Заксенхаузен, Аушвиц, снятый фронтовыми кинооператорами Красной армии.Международный военный трибунал приговорил:К смертной казни через повешение: Германа Геринга, Иоахима фон Риббентропа, Вильгельма Кейтеля, Эрнста Кальтенбруннера, Альфреда Розенберга, Ганса Франка, Вильгельма Фрика, Юлиуса Штрайхера, Фрица Заукеля, Артура Зейсс-Инкварта, Мартина Бормана (заочно) и Альфреда Йодля.К пожизненному заключению: Рудольфа Гесса, Вальтера Функа и Эриха Редера.К 20 годам тюремного заключения: Бальдура фон Шираха и Альберта Шпеера.К 15 годам тюремного заключения: Константина фон Нейрата.К 10 годам тюремного заключения: Карла Дёница.Оправданы: Ганс Фриче, Франц фон Папен и Ялмар Шахт.
Международный военный трибунал для Дальнего Востока — суд над японскими военными преступниками, проходивший в Токио с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года. Международный военный трибунал для Дальнего Востока был образован 19 января 1946 года в Токио (Япония) по приказу Главнокомандующего союзными оккупационными войсками генерала Дугласа Макартура, согласно этому же приказу были проведены аресты подозреваемых в совершении военных преступлений. Всего было задержано 29 человек — в основном члены кабинета министров генерала Хидэки Тодзио.В трибунале были представлены 11 государств: СССР, США, Китай, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Индия и Филиппины. В ходе процесса было проведено 818 открытых судебных заседаний и 131 заседание в судейской комнате; трибунал принял 4356 документальных доказательств и 1194 свидетельских показания (из которых 419 были заслушаны непосредственно трибуналом). В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности. В заключении приводилось большое количество военных преступлений, таких как Нанкинская резня, Батаанский марш смерти и др.Как и на Нюрнбергском процессе, все пункты обвинения были разделены на три категории: А, В и С.Категория А[1] (пункты 1-36) включала в себя обвинения в Преступлениях против мира (англ.)русск., планировании и ведении агрессивной войны, нарушении международного законодательства и применялась только против высшего руководства Японии.Категория В[2](пункты 37-52) включала обвинения в массовых убийствахКатегория С[3](пункты 53-55) — обвинения в преступлениях против обычаев войны и преступления против человечности, применялись к японцам любого ранга. Всего было 29 обвиняемых. Ёсукэ Мацуока (министр иностранных дел) и адмирал Осами Нагано умерли во время суда от естественных причин. Сюмэй Окава (философ, идеолог японского милитаризма) во время суда пережил нервный срыв и начал вести себя странно, проявляя признаки психического нездоровья. Он был исключён из числа подсудимых. Фумимаро Коноэ — (премьер-министр Японии в 1937—1939 и 1940—1941 годах) покончил с собой накануне ареста, приняв яд.Семеро обвиняемых были приговорены к смертной казни через повешение и казнены 23 декабря 1948 во дворе тюрьмы Сугамо в Токио. 16 обвиняемых были приговорены к пожизненному заключению. Трое (Коисо, Сиратори и Умэдзу) умерли в тюрьме, остальные 13 были помилованы в 1955 году. К 20 годам заключения был приговорён Сигэнори Того — министр иностранных дел и министр по делам Великой Восточной Азии; умер в тюрьме в 1949 году. К 7 годам заключения был приговорён Мамору Сигэмицу — посол в СССР; В 1950 году он был помилован и впоследствии снова стал министром иностранных дел.
Создание соцлагеря
Через несколько дней после подписания Потсдамского соглашения американские империалисты сбросили на японские города Хиросима и Нагасаки атомные бомбы, хотя в этом не было необходимости. И без того военный крах Японии был предрешен предстоящим вступлением Советского Союза в войну против Японии. С 9 по 19 августа Советская Армия разгромила японскую Квантунскую армию, наиболее мощную группировку японских сухопутных сил, взяла в плен свыше 600 тыс. человек и освободила большую часть территории Китая и Кореи. После заявления японских милитаристов от 14 августа об их согласии на безоговорочную капитуляцию 2 сентября 1945 г. были подписаны документы о капитуляции. Это означало окончание второй мировой войны.
Применение атомных бомб было преступлением против человечества. Американские империалисты хотели этим продемонстрировать свою военную мощь и держать в страхе весь мир. США намеревались использовать монополию на атомное оружие в качестве средства политического давления, чтобы сделать государства земного шара послушными планам мирового господства американского монополистического капитала. Таким образом, применение атомных бомб явилось прологом «холодной войны» и решающим шагом в сторону от принципов антигитлеровской коалиции.
В политике США и по отношению к побежденной Германии все яснее становились их тенденции к отказу от выполнения Потсдамских соглашений, к реставрации власти монополистического капитала, к противодействию единству рабочего класса. Эта реакционная, проникнутая антикоммунизмом политика была немедленно подхвачена империалистической немецкой буржуазией, которая пыталась в изменившихся условиях побежденной Германии осуществить принципы программы Герделера. При поддержке оккупировавших Германию империалистических держав немецкие представители концернов и банков создали в западных зонах партию ХДС/ХСС, выражающую все их устремления. Их концепция заключалась в том, чтобы сохранить экономические и политические позиции могущества германского империализма и «оградить» западные зоны от антифашистско-демократических преобразований в Восточной Германии.
В то время как в западных зонах оккупации Германии получила свое начало новая трагедия, в советской зоне оккупации народ под руководством рабочего класса, заключившего Прочный союз с крестьянством, интеллигенцией и прогрессивными представителями буржуазии, сделал для себя выводы из истории до 1945 г. Единственной партией, выступившей перед народом с научно обоснованной программой демократического обновления всей Германии, была революционная партия германского рабочего класса - КПГ. Призыв ЦК КПГ от 11 июня 1945 г. указал всем свободолюбивым немцам в качестве всеобщей цели путь к созданию единой, свободолюбивой, антифашистско-демократической Германской республики. КПГ пришла к заключению: «Никакого повторения ошибок 1918 года! Покончить с расколом трудящегося народа! Никакого снисхождения нацизму и реакции! Никогда более никакой травли и вражды к Советскому Союзу, так как там, где появляется травля, поднимает свою голову империалистическая реакция!» КПГ поставила задачу довести до конца буржуазно-демократическую революцию, уничтожить империализм и милитаризм и создать во всей Германии антифашистский, демократический строй. Эта программа соответствовала интересам немецкого народа.
На востке Германии при гегемонии рабочего класса начались демократические преобразования, явившиеся составной частью процесса, который привел к созданию социалистического лагеря. В этой решающей фазе борьбы за счастливое будущее Советский Союз оказал немецкой нации неоценимые услуги. Он последовательно осуществлял в своей зоне оккупации положения Потсдамского соглашения. Здесь нашло свое воплощение то, за что сражались и страдали антифашистские борцы Сопротивления. Таким образом, день 8 мая 1945 г. стал поворотным пунктом в истории немецкого народа.
. Гермаский вопрос был источником напряженности в отношениях между ведущими державами. Попытки урегулировать его в 1947 г. на двух очередных сессиях СМИД V сессии в Москве в марте—апреле и, тем более, V сессии в Лондоне в ноябре—декабре 1947 г., уже после раскола из-за «плана Маршалла» - привели к переговорному тупику. Соединенные Штаты и Британия стремились начать работу по восстановлению Германии, чтобы обеспечить оживление хозяйственной жизни Западной Европы. Не желая идти на открытую конфронтацию с Москвой, они пытались обеспечить хотя бы ее терпимое отношение к своей политике. В целях нейтрализации военных озабоченностей СССР западные дипломаты предложили заключить сроком на 25 лет Договор о разоружении Германии, который исключал бы восстановление германской военной машины, но разрешал снять ограничения на развитие германского. промышленного потенциала.
Это проект был воспринят Советским Союзом с подозрением, так как, по мнению СССР, он не закрывал путей к возрождению германского военно-промышленного комплекса. Реализация американо-британского плана могла лишить правовых обоснований советское военное присутствие в Восточной Германии и в Восточной Европе в целом, а полагаться на действенность только договорных гарантий против ремилитаризации Германии в Москве, учитывая предвоенную историю, считали неразумным.
Советская дипломатия выдвинула собственный, тоже нереалистичный, план заключения на 50 лет Договора о демилитаризации Германии. Если западный проект предлагал отказаться от курса на ослабление германского потенциала, сменив его на линию ее подконтрольного включения в систему послевоенных международных отношений, то советский - предусматривал продолжение линии на ослабление германской экономики через размельчение слоя уцелевших землевладельцев и промышленников под лозунгами демонополизации. V сессия СМИД закрылась, не назначив даты следующей встречи.
10 декабря 1947 г. государственный секретарь США Дж. Маршалл детализировал позицию США в отношении экономической ситуации в Германии: выплаты репараций текущей продукцией (на чем продолжат настаивать СССР) должны быть прекращены, надо позволить оккупированной Германии сбалансировать свой бюджет и отложить выплаты ее долгов оккупирующим державам до завершения периода экономической стабилизации. США продолжили линию на восстановление германской промышленности.
Французскую, в которую вошли южная часть Вюртемберга, южная часть Бадена и южная часть Рейнской Области и Пфальц;
Британскую, в которую вошли северная часть Рейнской Области, Вестфалия, Ганновер, Брауншвейг, Ольденбург, Шаумбург-Липпе;
Американскую, в которую вошли Бавария, Гессен, северная часть Бадена и северная часть Вюртемберга;
Советскую, в которую вошли Саксония, Галле-Мерзебург, Магдебург, Анхальт, Тюрингиия, Бранденбург, Мекленбург и Передняя Померания;
Берлин также был разделён на четыре сектора.
Искусственное разделение 1945 года
По окончании войны победители без зазрений совести разделили Германию на два государства: на западе образовалась ФРГ, а на территории, оккупированной советскими войсками, появилось СВАГ (Советская Военная Администрация в Германии). Нельзя сказать, что инициатива о разделении великой и могучей Германии исходила от местных жителей, скорее это был произвол победителей, диктовавших свои правила. Об этом свидетельствуют постоянные попытки немцев объединить разрозненные части некогда могучего государства.
Спустя четыре года (в 1949) восточная часть современной Германии получила название Германской Демократической Республики. С этих пор внешняя политика ГДР строилась под диктовку СССР, в то время как ФРГ активно развивалось по капиталистическому пути: люди работали, покупали авиабилетыи благополучно путешествовали по всему миру. А в ГДР был коммунизм, с его пустующими продуктовыми магазинами и прочими радостями советского строя. Примечательно еще и то, что на территории ФРГ была сконцентрирована практически вся промышленность довоенной Германии, в то время как восточная часть была обезображена тяжелым военным временем. Именно поэтому с момента смерти Сталина вместо репараций страны Советов оказывали всяческую экономическую поддержку развивающейся республике.
5 мая 1949 года в Лондоне на волне призывов к единению Европы десять государств подписали устав Совета Европы. Это был первый шаг к построению европейских стандартов. ФРГ, основанная 23 мая 1949 года, и частично автономный Саар, подали раздельные заявки на членство в Совете. Из-за оккупации, ФРГ могла претендовать на членство только как ассоциированный участник. А вот за Саар разгорелась ожесточённая борьба. Франция всячески поддерживала Саар. ФРГ же боясь, что вступление Саара в Совет Европы будет означать окончательное отделение Саара от Германии, всячески препятствовала этому. В конце концов было найдено временное решение — в июле 1950 года ФРГ и Саар стали ассоциированными членами Совета Европы. В мае 1951 года ФРГ стала уже действительным членом Совета, а Саар из-за вето, наложенного немцами, только членом Консультативной Ассамблеи Совета Европы (до 1956 года)[1].
В 1950 году французский министр иностранных дел Робер Шуман, предложил объединить металлургическую, железорудную и угледобывающую промышленности Франции и Западной Германии. В результате этой инициативы 18 апреля 1951 года в Париже было основано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), предвестник современного Европейского союза. В числе шести стран-основателей была ФРГ, но не Саар.
29 мая 1951 года Германия направила в Контрольный совет «Саарскую ноту», в которой указывалось на ущемление прав саарцев, в частности на ограничение основного права человека на свободу слова, и на запрет некоторых крупных политических партий. В 1952 году запрещённая прогерманская Демократическая партия Саара призвала на выборах в ландтаг опускать в урны недействительные бюллетени, и около четверти избирателей последовало этому призыву.[1]
Становилось все более очевидным, что без урегулирования «Саарского вопроса» невозможно достичь желаемого взаимопонимания между Францией и Германией и, следовательно, объединения всей Западной Европы. В марте 1952 года начались переговоры между федеральным канцлером Германии Конрадом Аденауэр, французским министром иностранных дел Робером Шуманом и премьер-министром Саарланда Йоханнесом Хофманн по Саару в рамках европеизации страны. Сразу было отвергнуто несколько первоначальных планов. Поиск компромиссов продолжался буквально до осени 1954 года. Наконец 23 октября 1954 года соглашение о статусе Саара было готово и подписано со стороны Германии федеральным канцлером Конрадом Аденауэр, и министром-президентом Франции Пьером Мендес-Франс в рамках подписания Парижских соглашений. Данное соглашение предусматривало проведение среди населения Саара референдума (плебесцита).