Правопонимание - определённое представление о существе права.
Существуют разные подходы к понятию правопонимания.
Аристотель, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Радищев
В рамках данной теории противопоставляются естественное право и позитивное право (закон).
Естественное - неписаное право существует помимо воли и сознания человека, оно возникает из человеческой природы, из нравственных всеобщих принципов и представляет собой систему неотчуждаемых прав и свобод личности, а также основополагающих нравственных идей, лежащих в основе социального устройства (свобода, равенство, безопасность, собственность, семья). Законы меняются в зависимости от эпохи, а естественное право вечно, неизменно, так как присуще человеку от рождения и является высшим правом. Государство должно осуществлять охрану такого права.
Позитивное право (закон) - это официально признанное в государстве право, совокупность юридически оформленных предписаний государственной власти. Такое право не всегда справедливо, способно закреплять произвол, тиранию и даже рабство (римское право). не является совершенным, поскольку связано с политической ситуацией, исторической обстановкой, характером правления. Поскольку естественное право служит критерием оценки позитивного права, последнее должно основываться на естественном праве.
Еще древние ученые в качестве естественного права признавали право на жизнь, свободу, собственное пространство, выражение своего мнения, справедливое судебное разбирательство. Фома Аквинский делим право на три сферы:
- Вечное право - право вселенной, божественные законы, которые не познаваемы
- Естественное право - исходит от бога, но предназначено человеку, право на свободу, жизнь.
- Позитивное право - право законов, оно исходит от государства,
В 18 веке в эпоху просвещения появилась концепция естественного права, которая была оторвана от Бога. Ученые не видели связи между естественным правом и Богом. ( Вольтер, Руссо, Монтескье) ученые считали, что естественное право происходит из природы человека, техника связано с инстинктом.
В 19 веке Теория естественного права была забыта и стала возрождаться в начале 20 века особенно после Второй Мировой войны. Естественные права были закреплены в Декларации прав и свобод человека 1948 года.
В настоящее время теории естественного права существует и реализуются. Так естественное право является официальной доктриной католической церкви. В церковных документах написано, что если законы отклоняются от требований естественного права, если правители нарушают эти права, то возможны акты неповиновения, крайней мерой которых является смещение правителя.