Судебное разбирательство возможно только в отношении того лица, которому в установленном порядке предъявлено обвинение в стадии предварительного расследования. Не допускается исследование судом преступной деятельности тех граждан, в отношении которых обвинение не выдвинуто. Из этого же положения вытекает недопустимость признания судом вины тех лиц, которым обвинение не предъявлено и данные о которых не фигурируют в обвинительном заключении.
Пределы разбирательства относительно обвинения выражаются в следующем. Разбирательство ведется только по тому обвинению, которое было выстроено в досудебном производстве. В суде первой инстанции применяется правило о недопустимости поворота к худшему. Правило это предусматривает, что изменение обвинения в неблагоприятную для подсудимого сторону не допускается. Изменение обвинения возможно только в сторону его смягчения или в сторону его преобразования на новое, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту. Так, к примеру, положение подсудимого будет хуже, если при изменении обвинения на состав с одинаковой санкцией ему будут вменены в вину новые эпизоды или факты преступной деятельности. А право на защиту будет ограничено, когда при изменении обвинения на иное, даже и более мягкое, подсудимый окажется лишенным достаточного времени для подготовки своей защиты. Правило о недопустимости поворота к худшему действует на всем протяжении судебного производства, начиная со стадии подготовки к судебному заседанию, за исключением апелляционного производства, где оно не применяется.
Устностъ судебного разбирательства означает, что суд воспринимает сведения об обстоятельствах совершенного преступления на слух: выслушивает устные показания допрашиваемых лиц, объяснения и мнения сторон, последнее слово подсудимого, заявленные ходатайства; вслух обсуждаются возникающие вопросы. Устность позволяет обеспечить одновременное восприятие судьями, сторонами и присутствующими всего происходящего в зале судебного заседания и является необходимой предпосылкой состязательности судебного разбирательства.
Непрерывность судебного разбирательства. Судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, кроме времени, назначенного для отдыха. Рассмотрение теми же судьями других дел ранее окончания слушания начатого дела не допускается. Это означает, что суд или судья единолично, объявив необходимый для отдыха перерыв в судебном заседании, не вправе провести судебное заседание по другому уголовному делу, не может рассмотреть гражданское дело.
Если дело, в производстве по которому объявлен перерыв, рассматривается коллегиально, то ни один судья из данного состава суда, включая как судей-профессионалов, так и народных или присяжных заседателей, не вправе во время перерыва участвовать в рассмотрении других дел. Судьи не должны во время перерыва в судебном заседании рассматривать дела ни коллегиально, ни единолично. Последнее относится и к делам о наложении административных взысканий. Если во время перерыва судебного заседания по одному делу суд или судья рассмотрел какое-либо другое дело, то первое судебное разбирательство не может быть продолжено. Его следует начать заново, даже если в рассмотрении нового дела участвовал не весь состав суда, объявившего перерыв, а лишь один из судей данного состава. При нарушении этого правила вынесенный по делу приговор подлежит отмене.
Требование непрерывности действует на всех этапах судебного разбирательства. Кроме того, оно означает, что все этапы судебного разбирательства должны непосредственно следовать друг за другом. Судьи не могут рассматривать другие дела ни после завершения судебного следствия (перед прениями сторон), ни между выступлениями отдельных их участников, ни перед последним словом подсудимого. В этом находит выражение единство стадии судебного разбирательства.
Согласно ст 299 УПК суд, заслушав последнее слово подсудимого, должен немедленно удалиться на совещание для постановления приговора.
Непрерывность судебного разбирательства способствует непосредственности и цельности восприятия судом исследуемых доказательств, создает условия для формирования обоснованного внутреннего убеждения по делу, облегчает обоснование приговора, способствует тому, чтобы излагаемые в приговоре выводы суда соответствовали фактическим обстоятельствам дела и доказательствам, непосредственно рассмотренным в судебном заседании.
Состязательность — принцип судопроизводства, согласно которому суд разрешает спор на основе состязания самих его сторон, доказывания самими заинтересованными сторонами своих подходов в тяжбе, включая, прежде всего, факты (документальное доказывание), а также толкование правовых норм (логико-правовое доказывание).
Состязательность противопоставляется активно-следственной (инквизиционной) организации судопроизводства, потому что при последней невозможно добиться беспристрастного установления судьёй истинного состояния спорных фактов и прав. Как правило, число людей, способных и расследовать дело (то есть, собрать доказательства и выработать правовые подходы), и рассмотреть после этого беспристрастно спор с учётом документов и аргументов другой стороны, меньше, чем количество судейских должностей.
Состязательность неотделима от цели судебного производства - полного и всестороннего, размеренного установления истинного существа спорных фактов и прав. Поэтому состязательность не означает молчаливого наблюдения суда за перетягиванием дела его сторонами.
Обычно признаётся, что суд, хотя по общему правилу и не должен сам собирать доказательства и расследовать дело, но в любом случае должен, сохраняя беспристрастность, разъяснять сторонам их положение, предлагать представить дополнительные доказательства, проводить судебно-следственные мероприятия для дополнительного уяснения представленных сторонами доказательств (экспертизу, допрос лица, подписавшего письменное доказательство, и т.п.), разъяснять последствия действий или бездействия в суде, поддерживать порядок в заседании и т.п.
Освобождение от отбывания наказания по болезни или инвалидности
Данный вид освобождения от наказания установлен в ст. 81 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая описывает три случая:
освобождение от наказания в связи с тяжелым психическим расстройством;
освобождение от наказания в связи с иной тяжелой болезнью;
освобождение от наказания военнослужащих в связи с заболеванием, делающим их негодными к военной службе.
С различными основаниями освобождения от наказания закон связывает различные правовые последствия. Объединяет все указанные случаи освобождения от наказания в связи с болезнью то, что такая болезнь наступает у лица после совершения преступления, в том числе и во время отбывания наказания.
Закон предусматривает освобождение от отбывания наказания осужденных, заболевших психическим расстройством или иной тяжкой болезнью.
Тяжелое психическое расстройство или иная тяжелая болезнь препятствуют участию лица, совершившего преступление, в следственных действиях и осуществлению им своего права на защиту либо отбыванию назначенного наказания. Освобождение от наказания лиц, совершивших преступления и заболевших после этого тяжелыми болезнями, включая психические расстройства, представляет собой прежде всего реализацию принципа гуманизма, закрепленного в ст. 7 УК РФ.
Кроме УК РФ, вопросы освобождения от наказания регулируются Уголовно-процессуальным кодексом.
Список болезней утвержден Министерством здравоохранения и Министерством юстиции РФ и имеется во всех колониях и судах. В постановлении Правительства от 6 февраля 2004 г.№ 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» утверждены правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Представление об освобождении от отбывания наказания по болезни вносится в суд начальником органа, исполняющего наказание, на основе заключения врачебной комиссии. В суд направляются представление, заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного. В представлении должны содержаться данные, характеризующие поведение осужденного в период отбывания наказания.
При заболевании психическим расстройством, лишающим осужденного возможности осознавать фактический характер и общественную опасность его действий (бездействия) либо руководить ими, осужденный подлежит освобождению независимо от характера совершенного преступления и поведения во время отбывания наказания и других обстоятельств.
Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера.
При заболевании иной тяжкой болезнью суд учитывает характер болезни, тяжесть совершенного преступления, личность осужденного, а также другие обстоятельства дела.
На осужденных, в отношении которых отказано в освобождении по болезни, при ухудшении течения болезни материалы повторно направляются в суд независимо от времени отказа.
Статья 79. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
1. Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
2. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.
3. Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи;
г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2 и 210 настоящего Кодекса;
д) не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
4. Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.
4.1. При рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденного за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд учитывает результаты судебно-психиатрической экспертизы в отношении такого осужденного.
5. Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.
6. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
7. Если в течение оставшейся не отбытой части наказания:
а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, а равно от назначенных судом принудительных мер медицинского характера, суд по представлению органов, указанных в части шестой настоящей статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания;
б) осужденный совершил преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;
в) осужденный совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.