Составляющие драматургии:
- Агитационный театр
Приоритетные темы: классовая борьба, социальное размежевание, формирование советского человека, утверждение новой общественной дисциплины и морали. Темы влекут идеологизированную проблематику. Лобовое решение социального конфликта, тяготение к символике и аллегоризма на уровне понятном массам. Заострение социально-политической природы персонажей. Отказ от индивидуализации персонажей. Тип – герой маска. Характерная черта пьес – «половодье слов»: герои много рассуждают и мало действуют;
- Героическая драмы
Герои драмы – «кожаная крутка». Романтик революции: честный, бескопромисный, но бескультурный. Характер героя отражается на разных уровнях организации пьесы. Для пьес характерны грубая лексика, вульгарность страстей, натуралистические жесты, нарочитый антиэстетизм, образ массы.
- Социально-психологическая драма
Центральная тема – совести и душевных потрясений русской интеллигенции. «Дни Турбиных», «Бег».
- Производственная драма
Место действия – производство, герой – его передовик.
- Комедия
Представители: Маяковский, Эрдман, Булгаков. В комедии формируются новые традиции, оттачиваются новые способы построения конфликта, характеров. Расцвет комедии приходится на конец 20-х годов, но почти сразу же комедия была запрещена как идеологически нежелательный жанр.
- Драматургия эксперимента
Имажинисты, Серапионовы братья.
Общая тенденция – плюрализм направлений: реалистическая и модернистская линия.
«Дни Турбиных»
События пьесы равны романным событиям, но время сжато до трех вечеров и одного утра, что соответствует четырем действиям драмы, при этом напряженность ситуации усиливается.
Художественное пространство по сравнению с романным сокращено до Дома Турбиных, который и является композиционным центром пьесы (историческая канва сохранена, она присутствует в двух сценах).
Пьеса сделана в контексте чеховских традиций (это отвечало духу МХАТа, для которого пьеса и писалась). Традиции сохранены на уровне конструкции пьесы (мотивы, звуковая инструментовка сцен, «сцены-ансамбли»). Традиция нарушена на уровне конфликта: проблема трагического столкновения с судьбой переведена из символического плана в реальный, герои пробуждаются к реальному участию, к выбору, к поступку.
Изменения в системе персонажей:
- удалена линия Лисовичей¸ поскольку она дублирует линию Тальберга;
- в центре оказывается не семья Турбиных, а три белогвардейских офицера – Алексей Турбин, Мышлаевский и Студзинский, которые олицетворяют три возможных для офицера пути в условиях революции:
• гибель, освобождающая от выбора (Турбин);
• шаг навстречу большевикам 9Мышлаевский);
• дорога, ведущая в тупик, на Дон, к Деникину (Студзинский).
В итоге пьеса, в отличие от романа, выражает идею обреченности старого мира вообще и белогвардейского движения в первую очередь. У персонажей появляется уверенность в возникновении новой России.