Дух лирики
1. близок народной песенной стихии и народной поэзии:
- прием олицетворения, очеловечивания природы («спит черемуха в белой накидке», «»пригорюнились девушки-елки») + перенос явлений природы на человека («глаз осенняя усталость…»).
- многоцветность, многокрасочность природных «картин». Любимые цвета – синий и голубой, что должно усиливать ощущение необъятности просторов России («Только синь сосет глаза», «вечером синим, вечером лунным», «синь, упавшая в реку») + иконописный цвет.
- искусная инструментовка гласных и согласных, как в народных песнях (отсюда – наличие большого количества песен на стихи Есенина). Повышенная роль звукописи, «работающей» на создание звукописного образа («Гой ты, Русь моя родная…»: через аллитерации на свистящие дан выразительнейший звукописный образ слепящей до слез сини бескрайних русских просторов).
- использование повторов для усиления эмоций («Ветры, ветры, о снежные ветры», «О пашни, пашни, пашни», «Свищет ветер, серебряный ветер»).
- рифмовка, вытекающая из естественного течения есенинской интонации: бубенчик-застенчив, осень-забросил.
- лексика: прибегает к исконно русской лексике, словам, дошедшим из глубокой древности (отрок, благословенное страданье, сонм чувства, сонмище людское), что часто дает возможность выразить обострение, напряжение чувства.
Новое в первые послереволюционные годы: в первые послереволюционные годы Есенин вырабатывает новую художественно-поэтическую систему, включающую в себя равноправными элементами символику народнопоэтических мифов, библейских сюжетов и отражающую новое, современное содержание. Гиперболизм, космичность («Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик»).
В эти годы создает программную статью «Ключи Марии» (1918, опубликована в 1922). Ключевой момент – размышления об образе (позднее это и сблизит с имажинистами). Полагал, что «вся наша образность» построена на сложении двух противоположных явлений», то есть на метафоре (в связи с этим интерес к трудам А.Н. Афанасьева и А.А. Потебни). Метафора стремится стать мифом (отсюда – деление образов на заставочные, корабельные и ангелические – по степени приближение к мифу).
2. Исповедальность («Исповедь хулигана», «Письмо к женщине»)
3. Афористичность. «Есенин дает формулу чувств» (Наумов):
Лицом к лицу лица не увидать.
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок.
4. Связь с традициями русской классической литературы (Пушкин, Лермонтов, Некрасов). В автобиографии писал: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину».