Эти произвед. сатирич. обличаю совет.власть.
Схема сюжета: представитель совет власти, к -й явл гл антогонистом.
Методы:
- науч. фантастика с элементами антиутопич повести;
- мистика с элементами детектив. сюжета;
Гротестк в осн реализ на у-не хронотопа:
- уплотнение д-я (много событий в которткий срок)
- х-р событий (значимый, серьезный)
- ощущ. быстрого движ. времени
Герои изображ приемом типизации, показаны не личности, а типы, слои соц. общества.
В сюжеты вв. образы нереальные, мистческие. Они либо абстрактные, либо нереалистич (Дыркин из "Дьяволиады"). Прием берет начало в 19 в. 80х гг, когда в качестве реалистич героев появл заведомо нереал персонажи. Это х-но для сатиры (Хармс "Старухи", Сологуб "Мелкий бес")
"Собачье сердце" :
Повествование от лица собаки, к-я наделена сознанием. Финал такой же, заверш. словами животного. Это позволяет проникнуть туда, куда вход людям запрещен (приемная). Переход к другой т.зр-момент усыпления собаки.
Цели:
- изменение яз.манеры
- новый взгляд на происходящее
- расположение к герою, позволяющ. создать оценку без прямого указания
Метод стилистический, нет событий. Описание на у-не запаха, цвета-естественного, первичного восприятия.
Когда появляется герой (после операции) испол. драм.метод, важны взаимоотношения, х-ры.
Антогонисты-Швондер и его окружение, на к-е мы смотрим от лица собаки.
Цель эксперемента Преображенского-корыстная, хотел наживиться. Для него в поведении Шарикова виноваты все (донор, Швондер), кроме самого врача.
Шариков не может стать интелегентом по своей природе (мозги от алкоголика, тело собаки)
Читатель может занять либо позицию Шарикова и Швондера, либо Борменталя и Преображенского. Чаще всего -это положительный герой.
Преображенский заставляет жить так, как ему нужно, не дает свободы выбора, нет религиозного начала, насильственное отношение, роль Бога.