В основе лежит подвиг, жертвовать собой ради других.
Гл. герой - Левинсон. Положительный герой, делается для того, чтобы показать читателю выгоду войны. Для того, чтобы подвести читателя к подвигу, нужно его стимулировать. Левинсон – командир партизанского отряда. Он представляется типичным командиром. Однако этот взгляд контрастирует с его собственным мнением о себе. С развитием романа характер героя усложняется за счёт толстовского приёма расхождения между видимостью и сущностью.
Товарищи, друзья героя носят нереалистич. имена (Метелица, Морозко) для того, чтобы не было прямых ассоциаций и читатель мог себя индоцифицировать с героем.
Фадеев наследует толстовские приёмы раскрытия характера героев ("Три смерти"). У Фадеева: бессудный расстрел трусливого мужика в жилетке, бессмысленно смелая гибель Метелицы (контраст), гибель коня Морозки, которого герой жалеет больше, чем погибших товарищей партизан. В финале главы толстовская примирительная нота.
Мечек напоминает Кирилла Лютова из «Конармии» - по сути это вчерашнее альтерэго автора. Двойственность Мечека психологически оправдана – это герой, для которого революция так и не стала кровным делом. Через его образ воплощается проблема гуманизма в романе: по Фадееву не морально всё то, что нарушает интересы революции, идёт против коллективных целей, но Мечек смотрит на происходящее сквозь призму традиционных христианских заповедей – не убий (смерть Фролова) и не укради (свинья корейца).