Идея революции вне национальных границ. Гл. герой - Старцев, яркий образ интелег. с рационал отнош к жизни, поэтому он бездействует.
Курт Ван-немец, к-й принимается большив идеалогию и даже сражается за восет власть. Руководствуется эмоциями.
В Марии сочетается способность к жестокости, насилию и любви. Принцип нерационал. женщины в револ, т.к. она разочаров в Курте и влюбляется в Старцева.
Воздействие на читателя засчет поступков героев.
Роман «Города и годы» по признанию автора – это художественный эксперимент и в плане композиции, и в плане словесной организации. Сам Федин о замысле говорил так: «я задумал современный большой роман, он охватит наши изумительные годы и людей каких я видел в Германии, в Польше, на Волге, в Москве и Петербурге». Роман о поколении, как у Ремарка.
Федин стремится к строгой объективности повествования. Он избегает прямо авторской оценки, однозначных определений. Большую роль для повествования имеет конструкция романа.
Повествование начато в главе «О годе», которой завершается роман. Автор убивает своего героя на первых же страницах, а впоследствии раскрывает логику произошедшего – перевёрнутая композиция (кольцо).
Федин обнажает столкновение идейного фанатика и человека сердца, что отражается и в структуре романа, подчинённой противопоставлению двух героев: А. Старцова и Курта Вана.
А. Старцов – традиционный тип гуманиста. Воплощает традиционный духовные ценности. Для него важны любовь к Мари Урбах, дружба с Куртом Ваном и своё творчество. Курт стал открытием Федина. Это личность, рождённая в ситуации жестокости.
В начале противопоставление героев проявляется в различных точках зрения на события: осмотр анатомического музея (Курт смотрит, т.к. это принято, Андрей же тяготится); сцена в тире (мишень – голова убийцы): Курт видит в этом деле спорт, средство воспитания масс, Андрею это зрелище противно; история – Первая Мировая война и революционные потрясения: Андрей – счастье одних не должно строиться на несчастье других. Он хочет встать в центр круга, т.е. переделать мир, но ничего для этого не делает. Его гуманизм абстрактен. Он говорит о том, что любовь – главное, но на вопрос Курта «а что ты можешь предложить мне взамен зла?» у него нет ответа. Андрей выбирает роль наблюдателя. Он не смог постичь ход истории и постичь своё место в ней.
Курт – человек революционной формации, у которого воля и рассудок заменяют сердце. Он бескомпромиссный. Полагает, что в определённых условиях насилие над личностью – необходимость, поэтому Курт убивает друга.
Фадееву ближе взгляды Старцова: «Я наделил Андрея лучшим…», - но доброта, чуткость, конформизм не соответствует требованию времени. Однако принять героя типа Курта автор тоже не может.
Задумка автора – поиск третьего пути. Старцова и Вана отличает отсутствие готовности к самостоятельному нравственному выбору. Андрей – атрофия воли, Курт – отказ от собственного выбора и подчинение силовому полю истории.