Л. Н. Толстой. Покадровое построение описание, влияние кинематографа на литературу. Ведущий мотив – «бесконечно разнообразен этот сказочный человек». Толстой показан как личность размышляющая. Центральный вопрос – о Боге. В финале видим беседу Горького и Толстого о Боге, которая заканчивается восклицанием автора: «Этот человек богоподобен!». Однако в финале Горький не до конца раскрывает для себя характер Толстого, который в итоге остаётся для него тайной.
«Владимир Ленин» ред. 1923г. – «В. И. Ленин» ред. 1930 г.
Описывает тип русского революционера и на этом материале ищет разгадку человеческой цельности. Для горького революционер является монолитным характером, который подчинён единой цели, идее. В оразе Леина заключён мотив простоты. Подчёркивается двойственность его натуры: как в портрете (соединение восточного и западного: «восточные глазки» - «сократовский лоб»), так и в характере (соединяет нерусские черты – оптимизм – с русскими), а также выражает двойственность речевой характеристики. Поэтому можно говорить о неоднозначности авторской оценки героя. Горький многие проблемные моменты личности Ленина объясняет для себя взятой им на себя роли – политика и вождя – которая не мыслится без тиранства.
1922 – 1924 гг.
Рассказы 20-х годов – самые сложные произведения периода эмиграции. Их появление связывают с желанием автора заново проверить категории.