- Динамика жанров
Конец 1910-х – начало 1920 –х. Лидирующий жанр – публицистика. Проблемы: отношение к революции и осмысление проблем времени. Очерки, лирико-публицистическое эссе, заметки на случай с характером целостного высказывания о проблемах времени, проблемные статьи поэтические по своей природе, дневниковые записи («Окаянные дни» Бунина), письма (Короленко к Луначарскому).
Проза первой половины 20-х годов. Появление первых собственно эпических произведений, в том числе и крупные. Романы различных стилевых тенденций, изображающие человека в меняющемся мире: «Хождение по мукам» А. Толстого 1919 - 1921 гг. – классический реализм; «Голый год» 1921 г. – орнаментализм, неомифологизм, гротеск; «Мы» Замятин – антиутопия, психологический и идеологический, любовный; «Железный поток» А. Серафимовича 1922 (публ. 1944 г.) – соцреализм.
Лидирующий жанр – повесть. Она не требует размаха романа и его глубины, но позволяет изобразить общество в аспекте его становления на локальном материале. Повести начала 1920-х разнообразны по теме и проблематике:
- Трагически-противоречивый образ народа в революции («Падение Даира» А. Малышкин);
- Пролом в жизни деревни («Петушихинский пролом» Л. Леонов, «Перегной», «Веренея» Л. Сейфулина, «Андром непутёвый» А. Неверов);
- Судьбы детей в революции («Ташкент – город хлебный» А. Неверов)
- Путь интеллигентов в пору революции («Конец мелкого человека» Л. Леонов)
- Драма любви в трагических обстоятельствах («Сорок первый» Б. Лабринёв)
- И т.д.
Разновидности повестей по способу изображения:
- Героико-революционная повесть. Масштабное повествование, которое претендует на создание центральной коллизии эпохи, где галвная фигура – народ. Народ всегда вовлечён в события гражданской войны или революции, отражается социально-нравственное противостояние враждебному лагерю («Падение Даира» А. Малышкина, «Партизанские повести» В. Иванова 1921-1922 гг., «Сорок первый»). Отличаются поэтизацией действительности, синтезом эпики и лирики. Иногда данные тексты называют «поэмами в прозе». Столкновение двух социальных групп в основе сюжета. Движение сюжета опирается на реальные исторические события. Изображение людских потоков, массы. Растворение личности в массовом потоке, что компенсировалось лирическим планом повествования. Неоднородность стиля. На фоне хроникального сюжета существует условность, символизация.
- Бытовая повесть. На первом плане поток реалий, который отражает острейшие конфликты, присущие сдвинутой с привычных мест жизни. Повесть этого типа отражает влияние новых событий на человека. Неверов «Андрон непутёвый», «Ташкент – город хлебный», Сейфулина «Перегной», «Веренея», Лебединский «Неделя» 1921 г., Ю. Тарасов-Родионов «Шоколад» 1922г.
- Социально-психологическая. Внимание уделено формированию психологии человека в определённой ситуации. М. Горький и А. Толстой.
- Психологическая. Внимание к становлению личности. Б. Пастернак «Детство люверс», А. Белый «Котик Летаев».
- Гротескная повесть. М. Булгаков.
Середина 1920 – начало 1930 гг. Поиски новых путей внутри реалистического направления. К. Федин «Города и годы», Олеша «Зависть». На фоне расцвета неклассической прозы мы видим формирование новой неклассической системы, связавшей свою судьбу с социалистической идеей (Фадеев, Н. Островский). К концу десятилетия наблюдается взлёт жанра романа. В основе романа лежит реалистический сюжет, при том стилевое решение может быть абсолютно иным («Белая гвардия» Булгаков, «Города и годы» Федин, «Вор» Л. Леонова, «Зависть» Ю. Олеша, «Дело Артамоновых» М. Горький). Десятилетие характеризуется переходом от публицистики – к роману – повести- возвращением к роману.
- Ключевые проблемы эпохи
- Человек и революция. Человек для революции, или наоборот? Ответы разнятся, Фурманов, Фадеев – Горький, Булгаков.
- Проблема нового революционного гуманизма.
- Интеллигенция и революция.
- Ведущие стилевые тенденции
Активизируются условные экспрессивные формы подачи текста – сказ и орнаментальная проза. Сказ отражает точку определённого слоя населения. М. Зощенко. Ранние тексты: отделённость автора от рассказчика, установка на чужую речь. Позже: отказ от масок, слияние автора и рассказчика. Автор и рассказчик не равны, точки зрения на проблему расходятся.
Орнаментальная проза – форма организации прозаического текста по законам поэтического. На второй план уходит сюжет, на первый – метафора, образ, ассоциация, лейтмотивы, ритм. Слово становится самоценным. «Белая гвардия», «Голый год», «Зависть».
В 1930-е годы в связи с этими чертами стиля начинается дискуссия о языке. Горький и Панфёров поспорили о том, можно ли вводить в литературный язык местные слова. В итоге спор вылился в осуждение сказа Зощенко, прозы Булгакова и Тынянова. Горький вряд ли понимал, как он повлияет на судьбы писателей, однако его авторитет был использован теми, кто проводил литературную селекцию.